Византийский стиль

Византийский стиль

012. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА. ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ.

Если, прослеживая этапы развития рассмотренных нами культур древности, мы ещё замечаем какую-то хронологию, то среди последующих стилей мы видим, что они нередко перемешиваются между собой, порождая новые. Так, отпочковавшийся Персидский стиль оказал огромное влияние на Ведический (Индийский), смешался с Дальневосточными течениями (Японский стиль, Дзен, Фен-Шуй, Китайский Стиль), которые так же заимствовали друг у друга элементы. Гремучая смесь снова выхлёстывалась на Европу, порождая то Китайщину (Шинуазри), то Колониальщину (если вспомнить ещё и влияние культур других стран по всему миру, в том числе и обоих Америк), с её разнообразными народными проявлениями. Всё это получило обобщающее название Этнические стили. Мы же пока будем рассматривать развитие европейских стилей, иногда упоминая влияние пришлых культур. Но к отдельному рассмотрению упомянутых Этно-стилей мы обязательно ещё вернёмся.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ.

В 330 году из-за междоусобиц, охвативших Римскую империю, император Константин I Великий свою столицу перенёс в Византий (c I века входивший в состав Римской империи) и назвал Константинополем. Византию в средневековье именовали Романией, византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя верховным жрецом. Это отразилось в искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира.
Первые столетия Византийского государства рассматривают как главный этап в формировании мировоззрения византийского общества, с опорой на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Христианство, как философско-религиозная система формировалось сложно и под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Важным компонентом являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства с язычеством приходит компромисс с античным миросозерцанием.

Византия, стараясь превзойти Рим в отношении изящества и роскоши, начала украшаться величественными сооружениями. Прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Строятся крупнейшие официально — культовые сооружения. Междоусобная же борьба феодалов и нашествия варваров сокращают масштабы строящихся объектов, усиливают разницу в подходе к архитектуре в разных частях империи.
Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
ранне — византийский (V — VIII вв.) — когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
средневизантийский (VIII — XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
поздневизантийский (XIII — XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
Заимствовав формы из Античности, византийское зодчество их видоизменяло и в течение V века выработало тип сооружений, отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главное — употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Купол был уже известен в языческом Риме и на Востоке, но помещался на круглом основании. Византийцы первые разрешили задачу помещения купола над основанием четырёхугольного плана при помощи, так называемых парусов, или пандантивов.

Для придания куполу ещё большей лёгкости вместо прямых отвесных стен нижнего сооружения начали строить полукруглые в плане ниши, оканчивающиеся вверху, у купола, полусферическими поверхностями так, что купол держался на вершинах арок этих ниш и на четырёх массивных столбах, подпирающих паруса. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. Система постройки применялась в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши; квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс). Сперва купол имел плоскую форму, впоследствии между ними и куполом появился цилиндрический барабан (тамбур), так что здание увенчивалось возвышенной главой и имело ещё два, четыре и даже больше куполов или глав над побочными пространствами.

Внутри византийских храмов вокруг среднего подкупольного пространства, за исключением алтарной стороны, шла галерея наподобие хоров для женщин, присутствующих при богослужении, называясь гинекеем. Снизу эту галерею поддерживали колонны, антаблемент которых был, не горизонтальный, а состоял из полуциркульных арок, перекинутых с колонны на колонну. Капители колонн в византийской архитектуре в большинстве случаев лишились абаки и приняли оригинальную форму усеченной четырёхгранной пирамиды, обращённой меньшим основанием вниз и покрытой не особенно выпуклой орнаментацией, мотивы которой составляют акантовые листья и другие офантазированные формы растительного царства; нередко этот орнамент был обведён по рёбрам пирамиды узорным бордюром. Ступни арок опирались не непосредственно на капители колонн, а на уложенные на них промежуточные элементы — подушки, так называемые (пульваны, похожие на куб со скошенными книзу боковыми гранями, также украшенные орнаментом. Внутренность здания не отличалась богатством и сложностью архитектурных деталей, но зато его стены облицовывались снизу дорогими сортами мрамора, а вверху, точно так же, как и своды, обильно украшались позолотой, мозаичными изображениями на золотом фоне или фресковой живописью. Снаружи здание представляло два яруса продолговатых окон с округленным верхом, расположенных соответственно двум этажам сооружения. Эти окна иногда группировались попарно или по три, причём части каждой группы отделялись одна от другой небольшой колонкой, а сама группа была обрамлена фальшивой аркой. Кроме окон в стенах, для освещения здания служили окна в куполе, у самого его основания, или в тамбуре главы.

Формирование византийских систем перекрытий:
а — римский крестовый свод:
б — вспарушенный свод на четырех опорах:
в — вспарушенный свод на восьми опорах,
г — купол на парусах;
д — купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е — крестовокупольная система перекрытия

Полный расцвет Византийского Стиля был в первой половине VI века, при Юстиниане, до начала XIII века Византийское искусство испытывало подъём, а по занятии Константинополя латинянами стало приходить в упадок. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, — крестовокупольный храм.

Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы. Она сберегла в темную пору Средневековья античные предания и технические приемы, облегчив первые шаги искусству эпохи Возрождения. Её прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние — на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.

Характер мебели в Византии полностью сохранился римский, но чрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы — золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. До наших дней не дошло почти никаких ее образцов, сохранились только изображения мебели на миниатюрах. В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью — низкие диваны, тахты, — заимствованной из Персии и других восточных стран.

Характерным для орнаментального искусства Византии остается причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов. Изображения животных на византийских тканях заключены в геометрические фигуры – круги или многоугольники; иногда они обрамлены длинным изогнутым акантовым листом. Для византийских тканей более характерен геометрический и зооморфный орнамент в сочетании с человеческими фигурами, чем растительный. Растительные же формы сильно стилизованы.
Растительные мотивы в византийской орнаментики несложны и разделяются на простейшие элементы — пальметику, полупальметику и стебель, образующие немногие комбинации. Они широко распространены в искусстве средневековья, в том числе и византийской орнаментальной флоре.

Орнамент состоящий из сплетений звериных (птиц, грифонов, барсов) мотивов, стилизованных растительных побегов, в частности виноградных лоз, огрубленно и в значительной мере условно. Формы утрачивают объемность, становятся более плоскими.
Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко-зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный.
Отдельно стоит сказать о декоративных материях. Знаменитые византийские шелка с ткаными узорами даже в сохранившихся фрагментах, прошедших испытание временем, поражают тонкостью работы. Шелковые полотнища украшали стены, укреплялись в арочных проемах. В случае если требовалось открыть проемы, занавеси завязывались или оборачивались вокруг колонн. Из Персии и стран Ближнего Востока обильно ввозились ковры и драгоценные ткани, которыми украшались ложа, табуреты и троны.

Внутреннее убранство в Византийском стиле менее всего соответствует определению «мрачное Средневековье». Стены помещений покрываются светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополняется тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Иногда применяется так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требуется особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называется парижской или французской
Значительную роль в убранстве залов играют охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина дома. Доспехи, надо сказать, не всегда выставляются напоказ. Порой они убираются в своеобразные «ниши-шифоньеры» — нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.

Византийский стиль очень помпезен и неудобен для применения в наши дни. Любой имперский стиль требует затрат и идеального вкуса. Легко перебрать с деталями и получить вычурную декорацию. До наших дней не дошло изображений жилого интерьера тех времен, но можно опираться на описания современников Византии.

Основные цвета стиля – золотой и пурпурный. Второй – оптимален для спальни. Это делалось для того, чтобы каждое утро вы ощущали себя рожденным в пурпуре, или, как тогда говорили, порфирогенитом. Так должны были рождаться императоры. И самой насыщенной в плане цвета в спальне должна быть кровать. Можно поставить балдахин из легкой ткани с золотой каймой или с золотистым рисунком. Блестящие нити должны создавать эффект мерцания. Стены – на тон светлее. Можно постелить и развесить по стенам иранские ковры, также хорошо будут смотреться подушки.

Гостиную, если позволяют размеры, делают залом для пиров. Стены надо отделать так, чтобы имитировать цветные мраморные пластины. Главное – это не допустить ошибки в цвете, и лучше всего сделать эскиз. Но достаточно неширокого фриза с растительным орнаментом. Мягкую мебель надо выбирать с драпировкой из ярких восточных тканей. Необходимо добавить несколько подушек-валиков.
Напольную мозаику из полудрагоценных камней можно имитировать состаренной керамической плиткой с геометрическим рисунком.

Византийский стиль

Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства.

Содержание

Историко-художественные истоки и религиозные предпосылки византийского искусства

В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенёс свою столицу в город Византии (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования её в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу.

Периоды истории византийского искусства и их характеристика

  • раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
  • ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
  • иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
  • период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
  • период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
  • период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).

Религиозные и эстетические принципы византийского искусства

Иконопись

Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.

Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.

Ваяние в Византии

Для религиозных целей ваяние с самого начала употреблялось умеренно, потому что восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им в некотором роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них. Таким образом, главное поприще деятельности для скульптуры было закрыто, и ей оставалось исполнять только саркофаги, орнаментальные рельефы, небольшие диптихи, даримые императорами сановникам и церковным иерархам, переплёты для книг, сосуды и пр. Материалом для мелких поделок такого рода служила в большинстве случаев слоновая кость, резьба которой достигла в Византии значительного совершенства.

Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа. Византийские художники дошли, наконец, до того, что стали обходиться вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, производя на медной поверхности лишь слегка углублённый контур и выкладывая его другим металлом, серебром или золотом. К этому разряду работ, называемому agemina, принадлежали замечательные двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время её пожара в 1823 году, и принадлежат двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя. Кроме дверей, таким же способом изготовлялись напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей и т. п. Во всех подобных произведениях византийское искусство старалось избегать выпуклости, заменяя рельеф или агеминальной работой, или чернетью, или эмалью, и заботясь пуще всего о роскоши и возможно большем употреблении драгоценных каменьев.

Особенно искусны были византийские мастера в эмальерных изделиях, которые можно разделить на два сорта: простую эмаль (émail champlevé) и перегородочную эмаль (émail cloisoné). В первой на поверхности металла делались с помощью резца углубления соответственно рисунку, и в эти углубления насыпался порошок цветного стекловидного вещества, которое потом сплавлялось на огне и приставало прочно к металлу; во второй рисунок на металле обозначался приклеенной к нему проволокой, и пространства между получившихся таким образом перегородок заполнялись стекловидным веществом, получавшим потом гладкую поверхность и прикреплявшимся к металлу вместе с проволокой посредством плавления. Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь) — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.

Архитектура Византии

византия Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, триумфальные арки , ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке - уникальный образец храма с высокой колокольней

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи , соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец архитектуры Византии

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является храм Софии в Константинополе . По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.

Храм Святой Ирины в Константинополе

Храм Святой Ирины в Константинополе

В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков мрамора выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

Монастырь Студеница в Сербии

Монастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

Читайте также  Венгерская сирень

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор , который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.

Софийский собор в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

Церковь Спаса на Нередице - яркий пример византийского архитектурного стиля

Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

Архитектура Византии : 1 комментарий

При посещении собора возникает легкий когнитивный диссонанс от гибридного сочетания символов двух религий. Есть мозаики, витражи. С гидом будет интересней. Можно подняться наверх, сделать кучу селфи, правда народу очень много. Нет слов, чтобы описать все чувства, которые я испытала. Айя-Софию надо увидеть.

Византийский стиль в архитектуре

В искусстве Византии неразрывно взаимосвязана утонченная декоративность и стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты.

Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.

Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича — цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины — плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда — рядами камня) получила название византийской кладки. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.

Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.

Снаружи здания, дворцовые и культовые, получали всегда очень простую обработку: фасады, как правило, не штукатурились, а оформлялись кирпичом, чередовавшимся со слоями розового цементного раствора, а иногда (в поздние периоды) и с темноватым камнем-известняком. Используемая узорная кирпичная кладка придавала зданиям особую фактуру. Кирпич, иногда в сочетании с камнем, был основным строительным материалом, определявшим внешний облик многих византийских сооружений. Характерным архитектурным элементом были суженные арочные окна, которые часто сводились в группы по два-три окна, нередко разделявшихся колонками и объединенных наружной аркой над ними. Популярная тема византийской архитектуры — аркады на высоких колоннах с корзин образными капителями. Такие аркады часто охватывали фасад на всем его протяжении.

Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки— пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.

Самые характерные качества для византийского стиля — утонченность, роскошь и вычурность. В искусстве Византийского стиля, в оформлении интерьеров заметно стремление византийцев продолжить классическую культуру мира, они использовали в византийском стиле интерьера формы христианской православной церкви. Византийский стиль был культурным периодом перехода Римской империи к Средневековой культуре.

византийском стиле дольше всего сохранялась связь с античным стилем в искусстве и гораздо медленнее происходил процесс перехода к средневековой культуре. В византийском стиле была сделана попытка соединить античную простоту с роскошью Восточного стиля. В культурных сооружениях (которые приобрели свойства оборонного сооружения) внешняя простота сочеталась с великолепием декора интерьера. Почти исчезла круглая пластика, в мозаиках появился золотой условный фон, фигуры свелись к плоским изображениям. Византийское искусство создало икону, крестово-купольные храмы, иконостас, широкую известность получили византийские ткани.

Что происходило в интерьере византийского стиля. Стены обшивали деревянными панелями и завешивали тканями, кирпичная кладка скрывалась с помощью штукатурки, отделочным камнем или мрамором. Двери стали железными или бронзовыми.

Арочные проемы в византийском стиле интерьера стали завешивать разнообразными занавесями. Византийские шелка отличались высочайшим качеством, орнаментальной сложностью и цветовой изысканностью. Стали использовать смальту — цветное стекло. Широко в дизайне интерьера использовали глазурованную плитку, слоновую кость, так же широко использовали золото, серебро, мрамор, полудрагоценные камни.

Византийский стиль характеризуется строгой очередностью заставок и рамок. Они состоят исключительно из основных архитектурных мотивов поздней античности: прямоугольники, арки, круги, треугольники. Существуют два типа заставок — малые и большие. Малые заставки вошли в рукописные украшения из каллиграфии позднего античного периода и состояли, главным образом, из простейших природных и геометрических мотивов. Они могли представлять собой волнистую травку, змейку, зигзаг, мелкие полукружия, уголки, чередующиеся черточки. Рама заставки была невыраженной, в виде узкой прямоугольной полоски, на концах которой могла быть изображена веточка. Такая заставка употреблялась как в скромных рукописях, так и во второстепенных разделах роскошных.

Византийский стиль тяготеет к пышности, богатству, изобилию украшений, движению масс, и в особенности, использует арки разнообразных форм и купольные своды. Византийский купол опирается на четыре или восемь пилястров: если квадратный план — на четыре пилястра, если восьмиугольный — на восемь. Пилястры соединяются между собой арками. Существенный элемент византийских церквей представляют колонны, которые, образуя галереи, являются опорой для купола. Колонны переходят в капители, украшенные акантовыми листьями и животными, на которых почти всегда опирается добавочная капитель, украшенная рельефами. На внешних и внутренних стенах и на потолках -богатейший и блестящий мозаичный декор.

Византийский стиль – первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности.

Колористическое богатство византийских строений и их пластическая выразительность стали известны в Малой Азии с очень давнего времени, по смелости же инженерных решений им предшествовали творения римских архитекторов .

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-кулольной системы.

Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конст-рукций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы.

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства.

Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более расширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных конструкций, рационально распределить в них строительные материалы, получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector