Изразец рисунок

Изразец рисунок

Орнаменталистика русского изразца

Русские изразцы – это керамика с характером, этнически яркая и выразительная. Сегодня мы привыкли смотреть на роспись керамики с позиции красоты, модных тенденций, стилистики. И вот, когда народные мотивы особенно популярны, давайте взглянем на традиционный рисунок немного глубже.

Русская народная роспись зарождалась на широких просторах и развивалась на протяжении нескольких веков. Этим обусловлено существование множества её различных направлений и техник в зависимости от периода и региона происхождения. Также орнамент видоизменялся с течением времени: какие-то элементы уходили, появлялись новые черты, формы и линии трансформировались, переносились акценты.

Но независимо от техники исполнения и периода, как правило, в линии и фигуры узоров росписи в народном ремесле вкладывался особый смысл. Русские мастера тщательно продумывали каждый элемент и цветовую гамму рисунка. Истоками символики в росписи русских изразцов в большей мере послужило ещё языческое мировоззрение. Но нельзя не учитывать, что и на протяжении всей истории влияние других культур было довольно сильным. По этой причине в чистом виде установить происхождение той или иной трактовки отдельных элементов достоверно невозможно.

Трактование символов и элементов русской орнаменталистики

Довольно распространённый символ в орнаменталистике русского изразца – ромб. Эта фигура может присутствовать как в геометрических узорах, так и сплетаться из цветов и растений или заключать внутри себя какие-либо рисунки. Ромб с древних времён представлял собой символ плодородия и изобилия. А печь всегда считалась горячим сердцем дома и кормилицей. Именно поэтому изображение данной фигуры в узоре на изразце русской печи имело такую популярность.

Изразцовая печь 18-го века в историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых», Усолье

Изразцовая печь XVIII века, историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых», Усолье

Но первенство отдаётся всё-таки другому символу – древу жизни. Этот знак, символизирующий основу мироздания, считался залогом крепкой и здоровой семьи, в связи с чем украшал народные костюмы, домашнюю утварь и предметы интерьера. В религии крона древа отождествлялась с небесными силами, а его нижняя часть (корневая система) – с царством тьмы. Древо жизни наиболее часто встречается в украшении фасадов священных строений. Оно сплетается как из растительного и цветочного рисунка, так и из других элементов, например, геометрических фигур. Суть изображения заключается в соблюдении очертаний дерева, тянущегося ветвями вверх.

Деревянная форма для изготовления рельефных изразцов, 16 век

Деревянная форма для изготовления изразцов, XVI век

Круглая изразцовая печь 17 века в Москве, Дворец царя Алексея Михайловича

Изразцовая печь XVII века, Дворец царя Алексея Михайловича, Москва

Русский печной изразец, Новый Иерусалим, Московская обл.

Русский печной изразец, Новый Иерусалим, Московская обл.

Фасадная керамика 17-го века для отделки Тихвинской церкви, Ярославль

Фасадная отделка Тихвинской церкви, XVII век, Ярославль

Для мира в семье и защиты от недугов использовалась восьмиконечная звезда – алатырь. Она считалась сильнейшим оберегом, символом высшей мудрости. Существует предположение, что в упрощённой форме его углы сглаживались, и именно данный знак стал прототипом восьмилепестковых цветков-розеток, которые тоже получили широкое распространение в росписи изразцов для русских печей и фасадов.

Изразцы на фасаде здания, изготовленные в 17 веке

Фасадная керамика, XVIII век

Фасадный керамический декор собора Петра и Павла, Петергоф

Фасадный декор собора Петра и Павла, Петергоф

Изразец для русской печи, 18 век

Изразец русской печи, XVIII век

Изразец для отделки фасада Тихвинской церкви, 17 век, Ярославль

Элемент фасадной отделки Тихвинской церкви, XVII век, Ярославль

Наравне с символами и знаками, на керамике довольно часто можно встретить изображения растений и животных. Они также могут иметь особое значение. В орнаментной росписи изразцовых русских печей и фасадной керамики наиболее распространены птицы.

Символизм изображений птиц в орнаменте русского изразца

Изразцы на русских печах и фасадах нередко пестрят разноцветными птицами. Не удивительно, ведь птица символизирует дух и свободу, в разрезе религиозных толкований выступает посланником божественных сил и символом рая. В росписи можно встретить разнообразных птиц, в том числе и мифических, но в большинстве своём это маленькие пташки наподобие соловьёв, пёстрые павлины и гордые орлы.

Изразец в русском стиле с птицами, 16 век

Изразец в русском стиле, XVI век

Изразец для фасада, фасадная керамика 17 века

Фрагмент фасадного декора, XVII век

Соловей является символом таланта и нежности. Его изображение призвано было даровать дому удачу и мир. Счастье и успех в семью доверялось принести павлину. Его нередко сравнивали с жар-птицей, героиней русских сказок, способной исполнять желания. Орёл же, напротив, олицетворял твёрдость и мужественность, призван был показать силу и непреклонность. Именно поэтому это наиболее используемый образ в геральдике. Изображение этой могучей птицы часто использовалось для изразцов в русской архитектуре.

Керамическое панно на фасаде дома купца Игумнова, Москва

Фрагмент керамического фриза, Дом купца Игумнова, Москва

Мы рассмотрели лишь одни из основных элементов, которые используются в орнаменталистике русского изразца. В общей массе их великое множество, трактование некоторых из них может значительно разниться. Влиять на значение может даже положение фигуры или расположение отдельных линий, а также цвет росписи.

Значение цветов росписи русского изразца

Ещё с XVI века наиболее распространен в народном ремесле был красный цвет. Со времён Древней Руси он считался символом жизни и здоровья, обозначал женское начало. И несмотря на то, что возможность использовать его появилась значительно позже, именно этот цвет стал основным в росписи изразцов для русских печей.

В росписи изразцовых русских печей красный зачастую использовался в сочетании с белым – цветом чистоты и света. Он считался сильнейшим оберегом, способным защитить дом от нечистой силы и недобрых помыслов. Значение цвета берёт свои истоки от славянских племён, которые веровали в существование Белобога и Чернобога, благодаря чему и появилось противопоставление белого и черного в роли добра и зла.

Однако в росписи может присутствовать и чёрный цвет, который в данном случае теряет своё негативное значение. Славяне ассоциировали этот цвет с землёй. В связи с этим в узоре его использовали в виде прямых и волнистых линий, символизирующих плодородное поле.

Синий цвет – цвет истины и мудрости. Один из самых распространённых пигментов росписи изразцов в русской архитектуре. Синий узор можно увидеть на фасадах жилых домов, ведомственных зданий, дворцов и усадеб, соборов и церквей.

Фасадная керамика на фасаде дома купца Игумнова, Москва

Керамический фриз, Дом купца Игумнова, Москва

Ещё один популярный цвет фасадной керамики – голубой. Этот цвет в русской культуре всегда ассоциировался с небом, считалось, что он имеет связь с божественной силой. Именно по этой причине это наиболее распространённый цвет керамики для убранства церквей и соборов.

Фасадный декор керамическими изразцами Тихвинской церкви, Ярославль

Фасадный декор Тихвинской церкви, Ярославль

Отделка керамикой центрального столба в Голгофской церкви, Новый Иерусалим, Московская обл.

Керамическая отделка центрального столпа Голгофской церкви, Новый Иерусалим, Московская обл.

Непременно народный орнамент не обходится без цвета юности и весны, всходов на плодородных полях – зелёного. Русская печь с зелёными изразцами по преданию приносила в дом изобилие. Второе значение зелёного цвета связывают с высшими силами. Именно в такой трактовке он использовался в иконописи и перешёл на фасадную керамику в церковном зодчестве.

Изразцовая печь 16-го века с рельефными изразцами

Изразцовая печь, XVII век

Вооружившись некоторыми знаниями перед тем, как купить изразцы для русской печи или изразцового камина в русском стиле, вы можете принести в свой дом не только тепло, уют и красоту, но и обогатить их тайными знаками, дарующими счастье и удачу. Ну, а если вы не верите в символику и влияние знаков, то они, возможно, просто вдохновят вас на новые идеи декора в духе народного творчества. Ведь русские орнаменты уже долгое время находятся на пике популярности и отлично вписываются в самые модные стили интерьера.

Презентация для урока ИЗО «Русский изразец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к уроку ИЗО во 2 классе (программа «Перспектива») рассказывает в понятной для детей форме, что такое русский изразец, когда он появился и как его делали мастера.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока ИЗО «Русский изразец»»

Русский изразец

Орнамент узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Орнамент узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов

Орнамент встречается в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, графике.

Орнамент встречается в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, графике.

Русская печь - самый предметный и яркий символ русского духа Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.

Русская печь — самый предметный и яркий символ русского духа

  • Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.
  • Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Она обогревала избу, в ней готовилась еда для семьи. Даже к ужину всё оставалось горячим. Размеры русской печи были очень внушительны.
  • Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Основная ее особенность — сводчатая камера — горнило, которое разогревается до 500°. Это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба.
  • Разогретое горнило часами хранит тепло, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое.
  • Вкус пищи, приготовленной в русской печи удивителен и не сравним ни с чем, тут русская печь вне конкуренции!
  • Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней и до сих пор её можно увидеть как в деревнях и мелких населённых пунктах, так и в загородных домах современных любителей старины и уюта.
  • Откуда же такая стойкость к веяниям истории? Это печка, ставшая, наравне с другими традициями, достойным персонажем русских былин и сказок.
  • Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках.
  • Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи.
  • Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи.
  • Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга.
  • Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» .

Ты ещё не видел чудо? Никогда не видел чудо? Посиди и посмотри! В старину умельцы были, Чудеса они творили, Создавая изразцы. Так попробуем и мы!

Изразцы́ ( Кафель от нем. Kachel ) — керамические (глиняные) плитки специальной квадратной формы, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Изразцы́ ( Кафель от нем. Kachel ) — керамические (глиняные) плитки специальной квадратной формы, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Русская печь, украшенная изразцами

Русская печь, украшенная изразцами

  • Процесс изготовления изразцов является долгим и трудоёмким.
  • Изготовляют изразцы вручную, набивая в гипсовые формы умеренно пластичную глину.
  • Сформованные изразцы высушивают в естественных условиях.
  • Затем изразцы обжигают в печах при температуре от 1000 до 1150°С.
  • После обжига изразцы красят вручную высокотемпературными эмалями и глазурями, а затем изразцы снова отправляют в печь.

Сюжеты росписей на изразцах были разнообразными: мужчины и женщины в костюмах XVIII века и в античных одеждах, »заморские народы», всадники, воины, охотники, домашние животные, звери, птицы, разнообразные цвета; много сценок из городской и сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, шуточного характера.

to_priz

Изразцы — керамические (глиняные) плитки, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др.

Значение слова Плитка по Ефремовой:

Плитка —
1. Небольшие плиты, обычно используемые для мощения тротуара, настила полов, облицовки стен.
2. Кусок какого-л. вещества, спрессованного в форме четырехугольной пластинки.
3. Нагревательный — обычно электрический — прибор для приготовления пищи.

1. Плита — «большой плоский с ровной поверхностью кусок твёрдого материала»
2. Плита — (в геологии) — см. в ст. Платформа.
>>3. Плита — кухонная печь с конфорками в верхней металлической доске

Слово происходит от др.-русск. плита «камень, кирпич»; ср.: укр. пли́та «плита», болг. пли́та, возм., сербохорв. пли̏тица «мелкая миска». Скорее всего, родственно греч. πλίνθος «кирпич»

ИЗРАЗЦЫ́ (ст.-слав. израз, от из- и праслав. razъ, rezъ — «резать, проводить, делать черту»; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить; сравн. изображение) — керамические облицовочные плитки. В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный). В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи.

Печные изразцы

Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей. Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Прерванное монголо-татарским нашествием, это производство возродилось через два с половиной столетия в Пскове и в Москве.

Глиняные печные изразцы XVI век. Русская печь в Казенной палате.

Основное назначение изразцов – повысить уровень теплоотдачи печей и каминов. Как и сами печи, изразцы изготавливались из глины, и первыми образцами подобных изделий были на Руси так называемые горшковые изразцы, имевшие вид простейших сосудов. Однако постепенно технология изготовления изразцов усложняется, и к 15 столетию в обиход входят коробчатые изразцы, которые и начали с этого времени использоваться практически повсеместно. А уже к середине 16-го века печи, украшенные изразцами, становятся важным элементом русского интерьера.

Московское каменное зодчество XV века следовало традициям Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. В конце XV – первые годы XVI века в производстве московской терракоты появляются иноземные влияния. Это было время, когда в столице работали итальянские зодчие, и неудивительно, что декоративные мотивы итальянского Возрождения были применены в декоре собора Чудова монастыря в Московском Кремле.

Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней.

Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.

Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.

Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.

В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.

Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.

Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.

В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.

В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.
Московские красные рамочные изразцы
1.

5.

Красные рамочные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал, вызывающий много интереса. изразцы разного времени.

Изразцовый промысел

Изразцы Покровского собора в Измайлово

Производство изразцов началось примерно в X-XI вв, на территории Древнего Киева, а к XII в во Владимире, Старой Рязани, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде. Но учёные и сейчас продолжают спорить по поводу даты возникновения изразцового искусства, всё же связывая его с приходом христианства и строительством первого русского каменного храма в Киеве в X веке.

Разбитые изразцы 1909 г

В мире это искусство было известно во II тысячелетии до н.э., делали изразцы в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии.

Поначалу изразцы делались из красной глины, они были рельефны и ничем не покрывались, никакой глазурью. Вскоре такие изразцы стали вытесняться более яркими и привлекательными, политыми глазурью.

Эта глазурь была зелёного цвета и изразцы получили название «муравленые». Особенного развития и популярности зелёные изразцы достигли к XVII столетию.

Изразцы в оформлении Храма Покрова Богородицы в Измайлове

Чуть позднее, но наряду с муравлеными, появились ценинные. Это техника покрытия цветной глазурью, полихромная. Она развивалась в основном вокруг Москвы, многоцветные изразцы с рельефной поверхностью впервые использовались в декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653 года).

Взаимосвязь ремёсел

Очень долгое время, изготовление изразцов имело много общего с гончарами и резчиками по дереву. Гончары не могли самостоятельно изготовить форму и обращались к резчикам. Так же, нужны были и мастера по росписи, художники.

Ведущее начало в изготовлении изразца принадлежало резчику, от него зависело то, как будет выглядеть керамическая плитка.

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

С началом массового производства это изменилось и за работу взялись специально обученные художники.

Для того, чтобы изготавливать гладкие печные изразцы, или, как их стали называть, кафели, уже не нужна была резная форма из дерева. Ровную поверхность изразца покрывали белой эмалью, потом наносили на неё роспись и обжигали без нанесения красок.

Особенности изразцового искусства

Изразец — это керамическая глиняная плитка специальной формы. Эта форма напоминает, с обратной стороны, коробку, что связано с особенностями крепления.

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие прозрачной цинковой глазурью или непрозрачными оловянными эмалями (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец).

Плитка изразца оттискивалась в деревянной форме, румпа формировалась на гончарном круге, изразец обжигался в горне.

Печь с изразцами, рисунки неповторяющиеся. Русский музей.

В наше время деревянные формы заменили на гипсовые. Это дешевле и удобнее, к тому же гипс прекрасно вбирает влагу, что ускоряет процесс подсыхания.

Примерно со времени правления ПетраI, в России начинают производство плоских, не рельефных изразцов. Эти веяния пришли из Голландии и рисунок наносился синей краской на белом фоне. Русские мастера, переняв такую технику, всё же не отказались и от разноцветных изображений.

Для печей XVIII века характерно то, что сюжеты настенных изразцов в их облицовке не повторялись. Одинаковыми были только изразцы, на которых изображались отдельные предметы – вазы, плоды или букеты.

Процесс изготовления изразца

В заготовленную форму, где уже есть вырезанный рисунок, закладывают глину. Важно следить, чтобы не было пузырьков воздуха между формой и изразцом. Поверхность обратной стороны выравнивают и изготавливают румпель. Это рамка, которая так же делается из глины.

Изразец в синих тонах, XVIII в., Русский музей

Румпель довольно проходит довольно толстой полосой и выступает примерно на 10 см. Когда он сформирован, его выравнивают, положив доску и немного постучав.

В румпеле проделывают четыре дырки так, чтобы можно было вставить две палочки. Под палочки подкладывают небольшие комочки глины, связывающие поверхность и палочку. Всё это нужно, чтобы изразец при высыхании не прогнулся, палочки препятствуют этому, а затем легко вынимаются.

Изразец сохнет не в форме, а вынимается. Когда он готов, его помещают в печь. Технология покрытия глазурью может различаться. При полихромном покрытии глазурь варится отдельно, пока сохнет изразец, а затем наносится с помощью кисти.

Изразец, церковь святителя Николая (Троицы Живоначальной), на Берсеневке

Муравленые изразцы покрывают глазурью-муравой на основе свинца и она приобретает зелёный цвет в результате обжига.

Готовые изразцы долговечны, до нас дошли образцы XVI, XVII веков и даже более ранние, практически в неизменном виде. Опасность представляет только возможность расколоть.

Применение изразцов

В основном, изразцами облицовывали печи. Помимо декоративности, у этих керамических плиток было важное преимущество: они сохраняли тепло дольше, ведь между печью и лицевой пластиной получалась воздушная прослойка.

Очень широко применяли изразцы при облицовке зданий, храмовых построек, интерьеров. Они всегда были очень дороги, тем не менее рассказывают, что князь Меньшиков облицевал свой дворец изнутри и снаружи полностью изразцами, в то время как один изразец стоил двух коров.

Тематика изображений

В росписи изразцов некоторым образом присутствует веяние моды и времени. Поначалу изображали растительные и анималистические композиции. Затем появились мифические и сказочные герои, типа птицы Сирин и русалок.

Среди музейных коллекций встречаются изображения Александра Македонского, сюжетов религиозной тематики и так далее.

Распространение производства

Самое широкое распространение производства изразцов произошло в XIX веке и связано с именем князя Меньшикова. В Стрельне он открыл первый завод, где было налажено массовое производство и постепенно, по всей России распространились изразцы и мода на облицовку.

До наших дней сохранились первые печи, отделанные расписными изразцовыми плитками нового типа, во дворце-музее ПетраI и дворце Меньшикова на Васильевском острове. Их изготавливали на кирпичных заводах в Петербурге обученные в Голландии мастера.

Авторские права

Связанные статьи

Изразцы Покровского собора в Измайлово

Формовка глины на гончарном круге(Работа гончара)

Глина в породе

Рабочее место гончара

Изразцы в магазине «Русские ремёсла»

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Читайте также  Роза шраб

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector