Стиль андеграунд

Стиль андеграунд

Андеграунд — что это такое?

Андеграунд - что это такое?

15 августа 1990 года погиб Виктор Цой. Буквально недавно в нашей стране все помнили эту скорбную дату. Теперь творчество Цоя обзорно проходят в школе, упоминание его имени немыслимо без добавления слов «выдающийся» или «великий», а самого музыканта называют «самым ярким представителем русского андеграунда». Иногда даже последним. Что же тогда такое андеграунд в современной России, и есть ли он в ней вообще. Расшифровка такого понятия, как андеграунд даётся в словарях только с позиции культур двух цивилизаций – Соединённых Штатов Америки и Советского Союза.

Стиль

Как это обычно бывает, у разнополярных элементов всегда оказывается что-то общее. В США это составная часть контркультуры, противопоставившая себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в буржуазном обществе. В США тематику стиля андеграунда составляют: сексуальная революция, наркотики как способ бегства от общества, проблемы маргинальных социальных групп. У нас же как всегда всё сложнее и куда более интеллектуальней.

В СССР андеграундом называли совокупность сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т.д. Что такое андеграунд для советского интеллигента или деятеля искусства. Определяющие понятия здесь, конечно, «самиздат», «диссидент», «литературная деятельность как оппозиция существующему режиму». Для России литература – такой же культурообразующий фактор, что и религия.

Музыка

Именно поэтому любое произведение русский менталитет воспринимает не иначе, как текст. Музыка андеграунд для нас – текст, изобразительное искусство – текст. Если на Западе всегда было в ходу такое понятие, как саунд, то для России звук, а точнее качество звука оказывалось не столь важным, в музыке мы хотели найти прежде всего текст, смысл, откровение, правду. Здесь борьба Востока и Запада всегда понималась как борьба между принципом содержания и принципом формы. Отсюда и постоянные дискуссии о «немузыкальности» русского языка и музыкальной вторичности русского рока.

Но дело как раз в том, что русский рок 70–80-ых и не ставил себе задачу быть музыкальным – он действовал, как бы это парадоксально ни звучало, не на уровне слуха, а на уровне слова, того литературного текста, который не слушают, а слышат, чтобы впитать в себя целиком и полностью. Тот русский рок и нёс смысл, откровение, истину. Тот русский рок и был для СССР тем литературоцентричным андеграундом, интеллектуальным протестом официозу. А «музыкальность» у нас никогда бы не прижилась, это всё внешнее.

Андеграундные стрижки

Внешний протест, протест формы – как раз прерогатива для США – Ирвин Вельш, Вильям Берроуз, Кустурица, Хантер Томпсон, «Sеx Pistols», «Velvet Underground» – эпатаж, стеб, атрибутика для андеграунда, рассчитанного сугубо на эстетический шок. Впрочем, для субкультуры, противопоставляющей себя всего лишь условностям культуры буржуазной, и не требуется большего, чем плодить условности иного порядка. Наше же подполье не только противопоставляло себя условностям строя и не искало способов бегства от общества, оно боролось. Андеграунд всегда выступает как оппонент массовой, общепринятой или официальной культуры, но при этом сам пытается занять её место.

Как правило, общество опять не устраивает такое положение дел и борьба начинается заново. Так было с джазом, затем с роком, затем дошла очередь и до андеграунд хип-хопа и рэп андеграунда. Отвергая старое, новое время требует для искусства нового языка. Советский же андеграунд парадоксален. Во-первых, он уже был массовым. Во-вторых, не принёс новых форм – только переосмысленное содержание. В-третьих, он так и не стал мейнстримом. Он легализовался, но легализовавшись – просто исчез.

В СССР

Интеллектуальный бунт завершился катастрофическим коллапсом. Советский андеграунд не смог существовать без соперничества с жёсткой официальной культурой – его собственная гибель была неизбежна одновременно с гибелью соцреализма. Эти отношения были подобны весу и противовесу – если нет одного, нет и другого. Вспомним, в конце концов, что именно в периоды усиления цензуры создавались наши лучшие произведения. Что значит андеграундом сейчас – слово не ушло из обихода, но это ещё не значит, что осталось само явление. Составляющие сегодняшней повседневности – «Бумер», «Бригада», «Парни из стали» и хрипатые мужики, по радио тоскующие о своём уголовном прошлом – теперь это почему-то называется «шансон».

Вот какой андеграунд стал мейнстримом, придя на смену официальной культуре, «скинутой с корабля современности». Что же касается русского рока, он тоже оказался за бортом. То обескровленное явление, которое именуют сегодня роком российским, лишено самого главного – литературной наполненности, текста в широком смысле. Прямая реализация принципа формы.

Современность

Серьёзный интеллектуальный рок андеграунд теперь – свободное плавание таких, бесспорно, талантливых имён, как Умка, С.Калугин, А.Непомнящий и другие. Их не крутят по радио, но знают и слышат те, кто хочет услышать. Беда в том, что среди них нет лидера поколения, того, как бы пафосно это ни звучало, «певца революции». Поколение 90-ых – первое поколение, живущее без своего певца.

Российский андеграунд сегодня – это уже не протест прессингу официальной культуры, это сопротивление обывательщине. Он существует, но его не замечают, он до сих пор не пассивен, но в нём нет людей, способных повести за собой. Именно поэтому складывается впечатление, что его попросту нет. Наверное, Цой навсегда останется «самым ярким представителем русского андеграунда». И последним.

Что такое андеграунд

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Представители неофициального искусства нередко называют себя впечатляющим словом «Андеграунд».

Музыканты

Что стоит за этим определением, откуда пошло его название, кого из современных деятелей культуры можно отнести к андеграунду – узнаем из этой статьи.

Андеграунд — это.

Андеграунд – это культурная среда, объединяющая представителей современного искусства (музыки, кино, литературы), по каким-то причинам вышедших за официальные рамки, а также само это искусство.

Андеграунд противоположен поп-культуре, мейнстриму (что это такое?) и продуктам госзаказа.

Само слово «андеграунд» происходит от англ. «underground» («подполье», «подвал»).

Данное явление до сих пор не изучено в полной мере, так представители андеграундного искусства целенаправленно пишут «в стол», создавая шедевры для узкого круга ценителей.

Это культурное движение является протестным, бунтарским. Темами произведений для языковых, расовых, половых и социальных запретов. Однако при анализе подобных откровений важно не потерять чуткость к восприятию искусства.

Существует немало «творцов», реализующих свои страхи и комплексы через нецензурную брань, провокационные визуальные ряды и другие формы эпатажа. По каким-то причинам они не вписываются в официальное искусство.

Но если дальше эпатажа человек не пошёл, если его творчество не содержит внутри себя никакой обновляющей идеи, оно не может быть причислено к явлениям искусства.

Из истории термина

Термин «андеграунд» родился в американской культуре, затем «перебрался в Европу» и стал общепринятым уже во второй половине 20 века.

Зарождение подпольного искусства имеет социальную природу. Собираясь в закрытых клубах, под мостами, в гаражах и подвалах, собственную «правду о мире» впервые попытались сформулировать те, кто оказался за бортом концертных площадок и звукозаписывающих студий: латино- и афроамериканцы, представители маргинальной среды.

Изначально об андеграунде заговорили в музыке, имя ввиду гранж и экстремальный металл. В хип-хопе яркой иллюстрацией явления стал гангста-рэп.

гангста-рэп

История не одобренного государством искусства, почти 50 лет существовавшего в «подполье» СССР, породила специфический русский андеграунд, объединивший писателей-диссидентов, музыкантов-новаторов, режиссёров и художников-модернистов.

Так как Россия до конца 20 века была и оставалась литературоцентричной страной, особый размах приобрела подпольная литература: в Москве и Ленинграде стали набирать популярность поэтические квартирники, по рукам начали ходить «самиздатовские» сборники запрещённых поэтов.

Самиздат

Как явление андеграунда зародился русский рок. Подпольные репетиции, на которых музыканты могли почувствовать воздух свободы, вечная нищета, абсолютная неизвестность «наверху» и фантастическая популярность «среди своих» создавали романтический колорит вокруг искусства андеграунда.

Слово «подпольщик» в отношении автора стало восприниматься как синоним понятия «свободный художник». С постепенным выходом «в народ» и ослаблением цензуры (что это?) произведения подпольного искусства перестали восприниматься как запретные и начали формировать новый мейнстрим.

Приблизительно к 1993—1995 годам, когда границы государственного здания окончательно рухнули и стало неясно, где находится верхний, где нижний этаж, а где подвал, понятие «андеграунд» потеряло свои границы.

Встал вопрос, каким критериям должно соответствовать произведение, чтобы принадлежать к неофициальному искусству.

В настоящее время представителями андеграунда себя считают и те, кого не показывают по телевизору и не издают, и те, для кого эпатаж стал нормой жизни, и те, кто не согласен с государственной идеологией.

Как отмечают современные музыкальные критики, после первого гонорара исполнитель с удовольствием выбирается из подполья и начинает петь то, что нравится публике. То же происходит и в литературе.

Романтика чистого протеста практически сходит на нет. Свобода (что это?), которую даёт интернет-пространство, нивелирует (что это значит?) официальное и неофициальное искусство, так что понятие «андеграунд» нуждается в переосмыслении.

Как понять философию Андеграунда

Как мы уже сказали, андеграунд – это не только совокупность форм искусства, но и особая среда со своим мировоззрением, традициями, «поэтикой».

Проникнуться атмосферой культурного подполья поможет фильм «Андеграунд» Эмира Кустурицы, снятый в 1995-м году, а также роман Владимира Маканина «Андеграунд или Герой нашего времени», изданный тремя годами позже.

Чтобы составить представление о тех, кто сегодня считает себя андеграундом, есть смысл посмотреть интервью русских рэперов (как правило, их высказывания о собственном творчестве глубже, чем собственно творчество).

Так кто же такие художники андеграунда: гениальные неудачники или творцы, верные пушкинскому завету «Ты – царь, живи один»?

Знакомьтесь с ними, принимайте или отвергайте их ценности – и делайте собственный вывод.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Да вся эта шушера состоит из обычных неудачников и бездарей. Люди пишут в стол — это правда, но пишут ли они шедевры?

Я понимаю, когда в подполье уходили поэты, музыканты, писатели из-за государственной цензуры, тут и талантливые произведения могут попасть в опалу, но сегодня нет цензуры, делай что хочешь, создавай что можешь, а если твоё творчество не имеет успеха, то не нужно себя причислять к андеграунду, просто нужно понять — это не твоё и найти себе другое занятие.

Я еще столкнулась с тем, что авторы не сумевшие добиться популярности, также себя причисляют к андеграунду, хотя никакого отношения к протесту не имеют. Так они поднимают собственную значимость.

Что такое андеграунд в молодежном сленге

Миниатюра Что такое андеграунд в молодежном сленге

Понятие андеграунд в современной музыке, творчестве

Цель искусства и творчества — возбуждать умы людей. Тормошить их, заставлять мысли двигаться, вызывать в людях те чувства, которых они давно не испытывали, и, возможно, даже не желают испытывать.

Если удалось человека вывести из зоны привычки, заставить его восхититься, или взволноваться, или даже разозлиться, возмутиться — то задача искусства выполнена.

Контроль и цензура

Конечно, не каждому понравится, если его намеренно и насильно вытряхивают из привычной ему зоны комфорта, из любимых серых будней с только той информацией, которая ему нравится, и с которой он согласен. Часто такие провокации, тревожащие обывателя, имеют социальные и политические последствия.

Поэтому искусство и творчество всегда являлись угрозой для государственного строя, для всех тех, кто спокойно сидит на троне и желает сидеть на нём и дальше.

Поэтому во все времена творчество пытались взять под контроль. Не только под прямой контроль, путём цензуры, запретов, сжигания книг, тюремных сроков для творцов. Как показало время, такой грубый подход в лоб совершенно неэффективен.

эффективным и тонким оказался подход косвенный — при помощи вывода некоторых видов искусства и творчества, или некоторых его тем из «приемлемой», «приличной» социальной зоны.

Намеренно отвергая некоторых художников, писателей, музыкантов, подвергая их публичному порицанию за те неудобные темы, которые они поднимают, сильные мира сего таким образом осуществляют мягкую, незаметную цензуру. Объявляя творчество таких неудобных авторов «не искусством», цензоры отнимают у людей голос, вплоть до того, что творческие люди начинают заниматься самоцензурой, фильтруя свои творения, чтобы не утратить голос, не потерять аудиторию.

Подпольное искусство

Но всегда были и те, кто не готов подстраиваться под какие-то там правила, кто не хочет идти на поводу у ленивого социума. Противопоставляя себя массовой культуре и официально одобренной линии поведения в искусстве, такие люди сформировали своеобразную творческую оппозицию. Эта оппозиция получила название «андеграунд», что с английского переводится как «подполье», «подземный мир».

Андеграунд включает в себя всё то, что не является мейнстримом — массовым искусством. Чаще всего это независимые, иногда запрещённые авторы и их произведения. В их творчестве преобладает намеренное бунтарство.

Это может быть бунтарство в рамках только творческого мира — отрицание классических, устоявшихся форм, стилей, приёмов, разрушение шаблонов. Но бунтарство может выходить и за пределы искусства, в виде отрицания социальных норм и законов. Если андеграундный исполнитель или его творчество вам не нравятся, вызывают неприязнь, неодобрение и возмущение — так и должно быть, в этом и была цель.

Именно намеренный эпатаж публики, ментальное «потыкивание палочкой» в мозг зрителя, хочет он того или нет, является характерной приметой андеграунда. В отличие от классического искусства, часто зацикленного на самом себе и абстрактных идеях и идеалах, искусство андеграундное всегда приземлённое, крепко связанное с реальностью и текущей повесткой дня.

Социальные нормы и законы меняются каждый день, что когда-то казалось диким и запрещённым, становится нормой в наши дни, поэтому андеграунд вчерашний быстро становится мейнстримом сегодняшним. Сцена андеграунда меняется так же быстро, как меняется само общество.

Андеграунд вчера и сегодня

Хотя искусство запрещалось во все времена, андеграунд как термин по отношению к творческим людям начал использоваться только в двадцатом веке. Чаще всего этот термин употреблялся по отношению к музыкантам непопулярных или социально неоднозначных жанров.

Например, одним из столпов классического андеграунда был чернокожий рэп. Темы расизма и насилия по отношению к афроамериканцам всегда были очень острыми и табуированными в американском обществе, поэтому молодые рэперы, часто выражавшие в своих текстах радикальные политические идеи и лозунги, были вынуждены собираться в буквально подпольных местах — подвалах, под мостами, в заброшенных зданиях. Отсюда и пошло само название «андеграунд».

Забавно, что со временем тема расизма смягчилась, а рэп вошёл в мейнстрим, превратившись в популярный и «социально уместный» жанр. Это является одним из ярких примеров трансформации андеграунда в массовую культуру.

В СССР андеграунд был особенно силён из-за официальной цензуры. Любой, кто пытался издаваться при помощи самиздата или проводил выступления на квартирниках и прочих подпольных сборищах, автоматически становился частью андеграунда.

Сегодня андеграунд во многом стал отдельным жанром, весьма популярным, и поэтому потерял часть своей сути — намеренный эпатаж публики и бунтарство.

Андеграунд в живописи — кратко

Андеграунд – культурное течение в искусстве с альтернативными видами произведений, отличающихся от традиций и общепринятых ценностей общества. Философия течения основана на стереотипах, ролях в обществе, несущих страстно и искренне ответственность за смысл прожитой жизни. Произведения в стиле андеграунд носят независимый, запрещенный характер, с преобладанием эмоционального переживания зрителя и отказа от традиционного стиля.

Независимое течение в СССР

Альтернативная культура затронула в 1960-х разнообразные движения: хиппи, нетрадиционные течения в религии. В странах Восточной Европы и СССР до девяностых стали общеизвестными нонконформизм и диссидентское искусство как проявление стиля. Все произведения подвергались уничтожению и в лучшем случае замалчиванию, игнорировались из-за расхождений по отношению к принципам официального соцреализма и имеющие разногласия с политикой СССР. Художники работали подпольно и проводили в редких случаях секретные выставки в частных квартирах сторонников запрещенного течения. Под запретом были работы с проявлением бунтарства, нетрадиционного индивидуализма и эпатажа публики.

Хрущевская «оттепель» позволила нонконформистам немного расслабиться от строгих запретов, но впоследствии течение ушло в подполье. Наиболее известные произведения пользовались спросом на мировом рынке искусства и их охотно покупали заграничные дипломаты с последующим вывозом из СССР. Советский андеграунд был признан благодаря
Бульдозерной выставке в 1974 году. В Париже издавался журнал художников течения концептуализм, под названием «А-Я».

Эмоциональное переживание с яркими эмоциями зрителя выходит на первую ступень в работах художников неформального стиля в 1960 годы. Английское слово underground— «подпольный» дало начало появлению названия течения. Это течение с талантливыми мастерами, создающих произведения неформального характера, выходящих за рамки традиций и норм в обществе.
Среди мастеров альтернативного течения стали философы, художники и писатели, они внесли в свои произведения смысл игнорирования стилистических ограничений и преподнесли творчество по своим критериям. В произведениях прослеживается протест против устоев цивилизованного мира после войны.

Художников с устремлениями в искусстве, вразрез идущих с правилами официального соцреализма, подвергли гонениям, из-за чего они были вынуждены работать в подполье и в строжайшем секрете держать свое творчество от знакомых и родных. Художников высылали из страны и запрещали продолжать свое творчество. Сопротивление общепринятому режиму было упорным и запрещенные работы появлялись как провокация и отказ от социальных художественных традиций.

На Западе андеграунд приобрел открытое значение в обществе с выставками и выступлениями как борьба и преодоление препятствий для продолжения развития течения. При этом выигрывались судебные процессы и художники заявляли о своем искусстве с новой силой.

Проявление стиля в современном искусстве

Как в начале существования Андеграунд сегодня проявляется в субкультурах, противоречащих моральным нормам и традициям. Как и раньше течение вносит культурное изобилие в нашу жизнь с яркими проявлениями индивидуального стиля. Среди произведений художников в современном искусстве выделяются смысловым содержанием, вызывающим у обычного зрителя как минимум недоумение и порой изумление удивительными особенностями работ. Среди современных художников в наши дни немало талантливых мастеров с проявлениями андеграунда в искусстве.

Читайте также  Дорожка из досок
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector