Olympus пленочный

Olympus пленочный

Полвека спустя

Так называемые цифромыльницы ценятся за их компактность, однако если речь заходит о качестве фотографий, то предпочтение мы отдаем зеркальным камерам DSLR (Digital Single-Lens Reflex camera). Можно ли объединить оба эти достоинства? Специалисты компаний Olympus и Panasonic уверяют, что можно

В основу разработанного ими формата Микро 4/3 (Micro Four Thirds) как раз и положена идея скрестить начинку зеркалки и небольшой, практически мыльничный корпус. Реализация подобной задумки потребовала отказа от механизма подъема зеркала и, соответственно, оптического видоискателя (визирование в камерах данного типа осуществляется только по ЖК-дисплею, а опциональные оптические видоискатели-насадки хоть и доступны, однако имеют ограниченное применение и к тому же увеличивают высоту корпуса). Olympus Pen E-P1 — одна из самых ярких представительниц пока еще немногочисленного семейства Микро 4/3. Внешний вид этой модели — классно выполненная стилизация под пленочный Olympus Pen 1959 года, судьбоносный аппарат, ставший катализатором популяризации любительской фотографии. Спустя 49 лет, в 2008 году, Olympus вместе с Panasonic дали миру новый перспективный формат Микро 4/3, а совсем недавно на рынок вышла Olympus Pen E-P1 и множество фирменных аксессуаров к ней, среди которых — два видоискателя, переходники для обеспечения совместимости с полноразмерными объективами Olympus, компактная вспышка и кожаные футляры. Поскольку на Микро 4/3 возлагается миссия перевернуть представления человечества о современной цифровой фотокамере, то воскрешение визуального образа Olympus Pen — явный намек на то, что индустрия снова должна сделать шаг в будущее.

Olympus Pen E-P1 с объективом-«блинчиком» и зум-объективом (справа)

Что такого революционного в формате Микро 4/3? Факт уменьшения размеров фотоаппарата и оптики при сохранении «зеркального» качества снимков! Логика разработчиков проста: если захватом изображения занимается не фотопленка, а матрица из миллионов светочувствительных элементов и обработка сигнала может происходить в режиме реального времени, то почему бы не отказаться от сложной системы зеркал? Да, она дублирует попавшую в объектив картинку на оптический видоискатель, позволяя фотографу оценивать фокусировку, масштабирование и общую композицию кадра, но ведь у каждой цифровой камеры есть дисплей — что мешает визировать по нему? Устранение блока зеркал высвободило много пространства, дав возможность в два раза сократить расстояние между задней линзой объектива и матрицей. Как следствие, компактнее стали и сами объективы. И вот результат: толщина Olympus Pen E-P1 вместе со штатной оптикой (в транспортировочном положении) — всего 7,8 сантиметра, а вес — каких-то полкило. И это несмотря на металлический корпус! Зеркалкам такой фитнес и не снился. Однако стоит отметить, что по ширине и высоте Olympus Pen E-P1 практически не отличается от недорогой зеркалки — ни в один карман ее не положишь.

Olympus Pen E-P1 в сравнении с традиционным цифрокомпактом


Да и фитнес не прошел бесследно: например, многим в моделях DSLR нравится клацанье механизма подъема зеркала, а здесь его нет. Отсутствует и встроенная вспышка — можно использовать только внешнюю, а это дополнительные рубли и сантиметры. Что ж, любая оптимизация предполагает компромисс. Но ведь специалисты Olympus и Panasonic поставили перед собой задачу сохранить «зеркальное» качество фотографий при максимальном уменьшении и облегчении аппарата, и справились они с ней превосходно. Тем более, что Olympus Pen E-P1 и прочие модели Микро 4/3 адресованы в первую очередь энтузиастам, которые творчески переросли цифромыльницы, но все еще не готовы таскать с собой полноразмерные зеркалки, одновременно желая иметь главные их вкусности — большую матрицу, сменную оптику, полностью ручное управление и поддержку формата RAW. Более продвинутым фотографам Olympus Pen E-P1 не столь интересна — прежде всего из-за отсутствия оптического видоискателя. Это существенный минус, особенно при съемке на солнце. Опциональный же внешний аналоговый видоискатель Olympus может использоваться только с фирменным объективом-фиксом, а универсальный (тоже, разумеется, опциональный) — уже цифровой, со всем, что отсюда вытекает.

Опциональный оптический видоискатель — только для объектива-фикса.

Далее, адепты Микро 4/3 хоть и ругают «тушки» DSLR за громоздкость, однако держать удобнее именно их: ладони будто обнимают корпус, а пальцы сами ложатся на кнопки. Olympus Pen E-P1 несколько хуже приспособлена для длительных фотомарафонов. Органы управления у нашей ретромодницы в целом удачные, разве что блок навигационных клавиш мелковат, а верхний диск выбора режимов спрятан в паз, поэтому поворачивать его можно только одним пальцем, да и то с усилием. Зато с качеством фотографий полный порядок. С точки зрения таких характеристик, как шумы, полутона и динамический диапазон, камера не уступает аппаратам DSLR начального уровня, а многие из них даже превосходит. Что и неудивительно, учитывая большую матрицу и достойный процессор. Кроме того, штатный зум-объектив нужно похвалить за отличную резкость даже при максимальном фокусном расстоянии. Так что кадры, сделанные Olympus Pen E-P1, действительно хороши. Равно как и качество видео — оно не хуже, чем у приличной видеокамеры. Жаль, что один HD-ролик не должен превышать по времени 7 минут, зато в процессе съемки можно пользоваться зумом, а звук пишется при помощи встроенного стереомикрофона, пусть и с примесью шума от вращения кольца трансфокатора. Фотосъемка осуществляется как в целиком ручном режиме, так и на автомате. Для последнего случая предусмотрено множество сюжетных программ и эффектов. Крупный размер матрицы и встроенный шумоподавитель позволяют назвать рабочими режимы чувствительности вплоть до ISO 800, а при ISO 1600 вполне можно рассчитывать на то, что кадр удастся почистить от мусора без пагубных последствий для детализации.

Конкуренты

Panasonic DMC-GF1 (39 990 руб.)

В отличие от Olympus Pen E-P1 эта камера оформлена без акцента на ретро, но во всем остальном — по размерам, компоновке и ключевым характеристикам — модели близки (с той лишь разницей, что стабилизатор изображения у первой интегрирован с матрицей, а у второй встраивается в оптику). Корпус Panasonic DMC-GF1 еще легче, однако объектив Panasonic H-FS014045 (28—90 мм в эквиваленте формата 35 мм) возвращает выигранные граммы, доводя разрыв между конкурентами практически до нуля. По такому параметру, как глубина «тушки» с установленным зум-объективом, выигрывает детище Olympus — благодаря механизму складывания этого самого объектива. Правда, данная фишка на несколько мгновений увеличивает время подготовки камеры к съемке. Неоспоримые достоинства Panasonic DMC-GF1 — удобное кольцо выбора режимов, более высокое разрешение дисплея и встроенная вспышка (подъемная), которой нет у героини статьи. Расстраивает лишь то, что официальная заявленная цена аппарата составляет почти 40 000 рублей. Впрочем, Olympus Pen E-P1 поначалу тоже стоила дороже.

Canon EOS 500D Kit (30 000 руб.)


А это — классическая камера DSLR, или зеркалка. По компактности и легкости она, конечно же, не ровня обоим представителям формата Микро 4/3, зато ее удобнее держать в руках, а кроме того, модель обладает полноценным оптическим видоискателем, умеет записывать видео с параметрами 1080p (тогда как Olympus Pen E-P1 и Panasonic DMC-GF1 — только 720p) и приятно клацает при съемке. Вдобавок 3-дюймовый дисплей состоит здесь из 920 000 пикселей (у миниатюрных аппаратов, соответственно, 230 000 и 460 000), и по нему при желании тоже можно осуществлять визирование в режиме реального времени. Вывод очевиден: если несколько дополнительных сантиметров и сотня-другая граммов — не проблема, то традиционные зеркалки по-прежнему вне конкуренции.

Сведения:
Тип – цифровая фотокамера формата Микро 4/3 | Название – Olympus Pen E-P1 | Матрица: тип, диагональ (мм) – Live MOS; 21,6 (встроенный стабилизатор) | Разрешение (эффективное), Мпикс – 12,3 | Объектив – 28—84 мм (в эквиваленте формата 35 мм), F/3,5 — F/5,6, минимальная дистанция фокусировки 25 см | Карты памяти – SD/SDHC | Дисплей – 3,0 дюйма; 16:9; 230 000 пикс. | Видео – до 1280 x 720 пикс., 30 кадр/с, AVI, макс. продолжительность одного HD-ролика 7 мин. | Габариты, см – 12 x 7 x 7,8 (со сложенным объективом) | Масса, кг – 0,5 (с объективом и батареей; ориентировочно)

Плюсы:
Оригинальный ретродизайн, отличное качество фотографий и видеороликов, резкая оптика, потенциальная совместимость с объективами 4/3, компактность.

Минусы:
Спорное удобство управления, не слишком быстрая фокусировка, отсутствие встроенной вспышки и видоискателя

Вывод:
Olympus Pen E-P1 — неплохой компромисс между зеркалкой и цифромыльницей. К качеству ее фотографий и видеороликов придраться сложно, но по удобству использования и скорости работы зеркальные камеры DSLR пока еще впереди

Хорошо забытое старое. Обзор фотоаппарата Olympus PEN-F

Olympus не первый год вдохновляется своими же старыми камерами. Я бы даже сказал, что все беззеркальные камеры компании так или иначе отсылают нас во времена аналоговой фотографии. Сначала был PEN E-P1, вдохновленный оригинальным Olympus Pen 1959 года. Затем последовала серия Olympus OM, схожая с одноименными 35-миллиметровыми зеркалками. Ну а теперь у нас есть Olympus PEN-F, который создавался с оглядкой на полукадровые камеры F, FT и FV, выпускавшиеся с 1967 по 1972 год. В слове «полукадровые» опечатки нет – камера давала вертикальную картинку размером 18х24 мм на стандартной 35-миллиметровой пленке. Так что с одной катушки можно было получить 72 кадра вместо 36.

Новый Olympus PEN-F

То была легкая, удобная и практичная камера, которая позволяла не сильно жертвовать качеством и серьезно сэкономить на материалах. Цифровая техника полностью избавила нас от необходимости думать о расходных материалах. Так что сегодняшняя концепция PEN-F изменилась – теперь это просто очень красивая и функциональная камера на каждый день.

Что к чему?

Olympus PEN-FOlympus OM-D E-M10
Классбеззеркальная камера со сменной оптикойбеззеркальная камера со сменной оптикой
Сенсор20 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм)16 Мп, CMOS, Micro Four Thirds (17,3х13 мм)
БайонетMicro Four ThirdsMicro Four Thirds
Формат фотоRAW, JPEG (5184×3888 в обычном режиме, 10356х7776 в режиме высокого разрешения)RAW, JPEG (4608×3456 в обычном режиме, 9216х6912 в режиме высокого разрешения)
Формат видеоMPEG-4, H.264 Full HD (1920×1080@60/50/30/25/24p) HD (1280×720@60/50/30/25/24p)MPEG-4, H.264 Full HD (1920×1080@60/50/30/25/24p) HD (1280×720@60/50/30/25/24p)
Диапазон чувствительностиISO 200–25600 (расширение до ISO 80)ISO 200–25600 (расширение до ISO 80)
Диапазон выдержек1/16000 – 60 с1/16000 – 60 с
Серийная съемка10 кадров/с10 кадров/с
Экран3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция3’’, 1 037 000 точек, наклонно-поворотная конструкция
Видоискательэлектронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,23хэлектронный, 2,36 млн. точек, 100% покрытие поле кадра, увеличение 1,48х
Стабилизация5-осевая, механическая, работает с любой оптикой5-осевая, механическая, работает с любой оптикой
Памятькарты SD/SDCH/SDXCкарты SD/SDCH/SDXC
Встроенная вспышканет, внешняя вспышка поставляется в комплектенет, внешняя вспышка поставляется в комплекте
Wi-Fiвстроенный модуль + NFCвстроенный модуль + NFC
АккумуляторBLN-1, 1220 мАчBLN-1, 1220 мАч
Размеры125х72х37 мм124х85х45 мм
Вес427 г469 г
Ценаот 89 990 рублей за комплект без объективаот 62 990 рублей за комплект без объектива

Что снаружи?

Не скажу, что новый PEN-F так уж сильно похож на старый. Сходство можно заметить только на лицевой панели. Ну и размеры корпуса более-менее сопоставимы. В остальном у камер мало общего.

Старый PEN-F – фотоаппарат предельно лаконичный, а новый больше похож на швейцарский нож

Здорово, конечно, но некоторые вещи откровенно избыточны. Например, механический переключатель «творческих» фильтров спереди. Это едва ли не самый стильный элемент на камере, да еще и удобно расположенный, однако на него возложены самые несущественные функции. Это как если бы рычаг коробки передач в машине вместо своей главной функции менял цвет стрелки на спидометре.

Общий вид Olympus PEN-F

В оригинальном PEN-F этот элемент переключал выдержку. В новом же выдержка настраивается дисковым селектором сверху. Равно как и диафрагма. В Olympus правильно подходят управлению этими параметрами. Диапазон выдержек сегодня очень широк (особенно у камер с электронно-механическим затвором), поэтому в компании даже не пытаются уместить все значения на отдельном диске. У тех, кто пытается (Fujifilm X-Pro2, Nikon Df), обычно ничего путного не выходит.

Верхняя панель корпуса Olympus PEN-F

Очень неоднозначный момент – отсутствие рукоятки под правую руку. Передняя панель корпуса совершенно плоская, только сзади есть небольшой выступ под большой палец. Если сравнивать PEN-F с другими камерами, то и PEN E-P1, E-P2 держать было гораздо удобнее. Здесь компания оправдывается желанием сохранить преемственность.

Но стоило ли жертвовать эргономикой, ради внешнего сходства с камерой конца 60-х? Притом, что сходство и так получилось очень условным

Задняя панель корпуса Olympus PEN-F

С другой стороны, это практически все, к чему можно было бы придраться. В целом Olympus PEN-F производит исключительно приятное впечатление. Корпус выполнен из алюминия, также как и основные органы управления. У дисковых селекторов идеально выверенный ход с четким тактильным откликом. И никто – ни Fujifilm, ни Sony, ни Panasonic – до сих пор не может реализовать столь же добротные органы управления.

Органы управления на верхней панели Olympus PEN-F

Питание камеры включается исполинским дисковым селектором слева на верхней панели. Наверное, таким образом дизайнер хотел напомнить, на аналоговой камере здесь располагался бы рычажок для перемотки пленки.

Интерфейс Olympus PEN-F

Задняя панель пленочной камеры была бы занята дверцей отсека для пленки. Но на цифровом Olympus PEN-F вместо нее – экран. Тоже откидной. А вернее наклонно-поворотной конструкции. Разрешение достаточно скромное – 1 037 000 точек, на разницу с более распространенным разрешением 1,2 млн точек на трехдюймовом экране вы вряд ли заметите.

Конструкция экрана Olympus PEN-F

Есть и электронный видоискатель. Не берусь судить о том, насколько вообще этот элемент востребован, но по своим характеристикам о почти целиком повторяет аналог во флагманском Olympus OM-D E-M5 II. Это OLED-матрица с разрешением 2,36 млн точек и стопроцентным покрытием поле кадра. Разве что, увеличение в PEN-F поменьше, 1,23х, в OM-D E-M5 было 1,48х. Не скажу, что это как-то отразилось на удобстве – на мой взгляд, различие чисто маркетинговое. Отмечу, что картинка в видоискателе обновляется быстро, при дневном свете лага практически нет, но при слабом использование видоискателя становится мучительным.

Что внутри?

Тех, кто думал, что PEN-F – это имиджевая камера со всеми вытекающими, придется слегка разочаровать.

С функциональной точки зрения камера практически не уступает флагманской модели Olympus. А кое в чем даже превосходит

Например, в разрешении матрицы. Компания, наконец, сумела переступить через барьер 16 мегапикселей (именно с такими матрицами выпускались камеры последних четырех лет) и реализовала 20 мегапикселей на сенсоре Micro Four Thirds. Кроме того, новая матрица лишена низкочастотного оптического фильтра, а значит должен порадовать повышенной резкостью (и повышенным риском получения муара на некоторых сценах). Впрочем, современные методы программной обработки, даже внутри камеры, позволяют избавиться от муара без потери резкости и детализации, так что этот недостаток можно считать надуманным.

Olympus PEN-F с открытым байонетом

Одной из ключевых фишек камер Olympus по-прежнему является пятиосевая механическая стабилизация. Ни один из конкурентов по-прежнему не может ничего противопоставить. Sony активно внедряет аналогичную систему в линейке Alpha A7, но это сопряжено с некоторыми трудностями. Например, на большей матрице сложнее добиться такой же высокой эффективности. В PEN-F стабилизатор «выручает» на пять ступеней экспозиции, в случае с Sony можно рассчитывать на скорее на три ступени.

Особенности анатомии Olympus PEN-F

Побочный продукт наличия стабилизатора – возможность получения снимков со сверхвысоким разрешением. Напомню, что механическая стабилизация осуществляется за счет сдвига матрицы. В статичном положении сенсор можно сдвигать искусственно для получения серии изображений, который затем «склеиваются» в единый файл с разрешением 80 мегапикселей (10368×7776 точек). Таким образом Olympus может конкурировать и со среднеформатными системами (Leica, PhaseOne, Hasselblad). По крайней мере номинально. В общем, эта тема мне показалась настолько интересной, что я решил провести отдельное тестирование. Так что к этой теме мы с вами вернемся в отдельном материале.

А пока стоит отметить, что PEN-F так и не обзавелась гибридным автофокусом, здесь он работает только в контрастном режиме. Важно отметить, что это один из лучших контрастных автофокусов на рынке – столь же быстрый, как в камерах Panasonic. В следящем режиме он не так хорош, но если вы чаще всего снимаете в режиме AF-S, то никаких недостатков в сравнении с гибридной или фазовой фокусировкой вообще не заметите.

Olympus PEN-F с объективом 17mm F1.8

Наличие электронно-механического затвора позволило реализовать довольно широкий диапазон выдержек. Самым коротким отрабатываемым значением стала 1/16000 секунды, так что в этом плане Olympus PEN-F проявляет себя лучше беззеркалок Sony. Впрочем, некоторые камеры (та же X-Pro2 от Fujifilm) позволяют снимать с вдвое более короткой выдержкой – 1/32000 с.

Серийная съемка возможна со скоростью 10 кадров в секунду. За одну серию можно снять до 25 кадров в формате RAW, после чего скорострельность снижается примерно до одного кадра в секунду. Если снимать в JPEG, то можно сделать до 50 фотографий в одной серии.

Как снимает?

После того, как рынок насытился отменными полнокадровыми камерами (в основном это Sony, Nikon, Canon), планка качества изображения на высокой чувствительности сильно поднялась. Я бы даже сказал, что Micro Four Thirds теперь сложно воспринимать всерьез. Если вам нужен минимальный шум и возможность съемки звездного неба ночью на длинной выдержки, то вам однозначно следует смотреть в сторону полнокадровой камеры. Но если сравнивать PEN-F с беззеркалками и компактами с сопоставимой площадью сенсора, то он проявляет себя на удивление неплохо.

Обзор Olympus XA с примерами фотографий

Обзор OLYMPUS XA

Хроника современных компактных полнокадровых 35мм камер берет начало в 1967 году, когда впервые появился Rollei 35 – шкальная камера со складным объективом. В течение долгого времени – до появления, если быть точным, Minox 35 EL в 1976 году – этот маленький Rollei, в его разнообразных реинкарнациях производства Германии и Сингапура, безраздельно правил рынком. Затем, наступая на пятки более компактному и легкому складному Minox, Rikoh выбросил на рынок чуть более крупный FF-1 – складной шкальный аппарат с автоматом экспозиции, 35мм и все еще карманного размера, близкий по возможностям к пластиковому Minox; Vivitar также дебютировал со своим карманным автоматическим аппаратом 35EM со складным объективом.

В то время как Rollei 35 и 35S продолжали выпускаться практически без изменений, ни для кого не секрет, что эти чуть более крупные и тяжелые, практически аналогичные камеры встретили плотную конкуренцию со стороны современников Германского и Японского производства с приоритетом диафрагмы, в частности наиновейшего Minox 35GL.

Теперь и Olympus присоединился к схватке в области 35мм компактов со своим новым XA, расположившимся между Minox и Rollei по размеру и массе, но несущий в себе возможности, недоступные в любой другой 35мм камере – карманной или полноразмерной – из выпускавшихся доселе.

Обзор OLYMPUS XA

Однако этот факт вряд ли будет сюрпризом, если принять во внимание, что концепция и суть камеры были рождены главным конструктором Olympus, Y. Maitani, разработавшим такие блестящие и неординарные системы как полуформатный Olympus Pen и полноформатный Olympus OM.

Возможно самая удивительная вещь в XA – это то, что в отличие от четырех других перечисленных камер, XA не складывается и его объектив не «въезжает» в корпус при закрытии камеры. И каким, скажите мне, образом кто-то смог разработать полнокадровую 35мм карманную камеру всего около полутора дюймов в толщину без «выезжающего» объектива? Ответ: используя изобретательность в оптике. Объектив Olympus XA – нескладной Zuiko 35mm f/2.8 – использует оптическую схему, которая является, мягко говоря, уникальной. Эта схема из 6 элементов в 5 группах может быть наилучшим образом охарактеризована как «перевернутый ретрофокусный широкоугольный объектив», сконструированный для минимизации общей длины объектива (около 31мм от передней линзы до плоскости пленки) в сравнение с его фокусным расстоянием – по образу и подобию настоящих телеобъективов.

Для покрытия полного 35мм кадра в данном случае необходим задний элемент большого диаметра, и, для обеспечения жесткости и малой глубины, была выбрана внутренняя фокусировка (перемещением третьей оптической группы вперед-назад). Проблемы оптики, которые в результате должны были быть разрешены при таком неортодоксальном подходе, были огромны, как следствие, потребовалось применение стекол с высоким показателем преломления для контроля аберраций в поле изображения, а оптические элементы должны были изготавливаться и собираться с повышенными требованиями к допускам.

Читайте также  Кровать икеа отзывы

Стоила ли овчинка выделки. Одно преимущество можно назвать с уверенностью: такая конструкция позволила (инженеры-оптики могут поправить: неизбежно повлекла за собой) использование дальномера – вещи, недоступной во всех вышеперечисленных компактах. И, имея преимущество в точности фокусировки, предоставляемой дальномером, маленький Olympus фокусируется вплоть до 0.85м – это меньше, чем у конкурентов (кроме Ricoh).

Как вы возможно ожидаете, дальномер XA тоже не совсем обычен. С базой лишь чуть больше 5/8 дюйма, этот дальномер – один из самых короткобазных, когда-либо встроенных в полнокадровую 35мм камеру; фокусировка производится специальным рычажком внизу объектива и шкалы установки чувствительности пленки, при этом фокусировка по всему диапазону означает поворот рычажка на величину около полудюйма! Дистанция фокусировки (градуирована в футах в варианте для американского рынка) считывается через небольшой сектор, видимый с верхней стороны. Те, кому не понравится пользоваться рычажком, могут фокусироваться с помощью изогнутой поверхности нижней части пластикового кольца, к которой крепится рычажок.

Пожалуй лучшим подтверждением того, что XA задумывалась как исключительно карманная камера, является отсутствие отдельного чехла или крышки для объектива. Вместо них установлен несъемная сдвижная крышка, несколько неуклюже именуемый Olympus как «dust barrier». Во всяком случае это решение (довольно выпуклое с виду) столь же функционально сколь и необычно, выделяющееся эффективной защитой объектива и видоискателя – спереди и сзади – без значительного увеличения размеров камеры, а его плавные контуры позволяют легко класть и вынимать камеру даже в узкий карман. Что же насчет окошка дальномера, спросите вы? Не волнуйтесь. Как только вы начинаете закрывать крышку, маленькая шторка закрывает окно дальномера, формируя из камеры практически герметично закрытый «кейс». На самом деле, единственный аксессуар в комплекте – небольшой тканый ремешок, крепящийся на завес задней крышки (там даже белая стрелочка для напоминания об этой фиче).

Для открытия задней крышки необходимо закрыть крышку объектива и полностью поднять рулетку обратной перемотки. Внутри вы обнаружите хорошо отделанный пластиковый интерьер, довольно мощный замок задней крышки и приемную катушку со множеством прорезей под пленку, расположенную прямо под рифленым колесиком перемотки пленки (его конструкция позаимствована у «оригинального» Olympus Pen, аналогичные решения можно найти в компактных 35мм камерах Minox и Vivitar). Справа внизу от кадрового окна находится зубчатое колесико протяжки пленки. В верхней части XA находится небольшой, но четко различимый автоматический счетчик кадров (справа), прямоугольная оранжевая кнопка спуска (справа, ближе к центру), воздействующая на микро-переключатель, обеспечивающий мягкое и безвибрационное срабатывание, и примерно в середине, в рифленой секции над видоискателем, среди прочего, миниатюрный «излучатель», в некоторых условиях производящий не очень громкий, но тем не менее пронзительный звук (см.ниже).

Ну раз уж мы взялись за камеру, давайте перевернем ее «вниз головой» и посмотрим чем могут быть полезны расположенные там «штучки-дрючки». Кроме обычного набора из батарейной крышки (с вырезом под монету), кнопки обратной перемотки, и слегка децентрованного штативного гнезда, XA щеголяет небольшим рифленым рычажком, «украшенным» белой меточкой. В нормальном положении рычажок находится в положении «выключено»; поворачиваясь, он может занимать еще 3 положения с четкой и понятной маркировкой их значений. Первое положение – компенсация контрового света (backlight compensation) – вводит поправку экспозиции +1.5 ступени; размечена как «+1.5-back light»; чрезвычайно полезная функция в автоматической камере с приоритетом диафрагмы и отсутствием ручного управления выдержкой.

Без этой функции можно обходиться, корректируя значение чувствительности пленки, что однако грозит «забыванием» о поправке и браком, в XA не смотря на отсутствие индикации поправки в видоискателе не позволит фотографу забыть о ней – банально — из-за «торчащего» рычажка. При переводе рычажка во второе положение, помеченное «Check», то, если батарейки MX76 «живы-здоровы», происходит две вещи: камера издает продолжительный высокий звук и загорается красный светодиод около шкалы диафрагм на передней стенке камеры.

Последняя, третья позиция, помечена как «Self Timer» – автоспуск с задержкой 12 секунд, срабатывающий при условии полного открытия крышки обектива. Как Вы возможно догадываетесь, при этом задействуются вышеупомянутые светодиод и «пищалка», «пикающие» с частотой 2 раза в секунду для напоминании об активации автоспуска. Однако еще более замечательной вещью является то, что рычажок переключения функций в позиции «Self Timer» выдается примерно на 3/8 дюйма вперед, позволяя более-менее устойчиво поставить камеру на неровную или наклонную поверхность – весьма остроумное решение.

Ну вот мы достаточно освоили функциональность XA, давайте попробуем аппарат в деле. При закрытой крышке объектива, потяните вверх рулетку обратной перемотки для открытия задней крышки и зарядите пленку обычным способом. При закрытой крышке объектива и открытой задней стенке, камера допускает срабатывание затвора (выдержка при этом около 1/8 с) для обеспечения перемотки пленки при зарядке. Теперь захлопнем заднюю крышку, откроем переднюю и установим чувствительность пленки (ASA25-800) небольшим, но четко фиксированным колесиком непосредственно под объективом. Для съемки остается лишь (кроме проверки состояния батарей) установить желаемую диафрагму на вертикальной шкале справа от объектива (от f/2.8 до f/22). Для этого просто установите маленький заостренный переключатель так, чтобы его белая метка указывала на нужное значение апертуры. Если Вы доверили камеру новичку, которого может озадачить необходимость управления диафрагмой и фокусировкой, просто установите значения апертуры и фокусировки на оранжевые метки – это выставит объектив на гиперфокальное расстояние с достаточно открытой диафрагмой для съемки на допустимых выдержках, что позволит получить достаточно резкие снимки в большинстве ситуаций.

Обзор чудесной плёночной камеры Olympus XA

Olympus XA — это плёночный дальномерный фотоаппарат компактных размеров. Olympus XA величиной с пачку сигарет, разве что, потолще.

Плёнка заряжается как обычно. Читал, что можно неаккуратно зарядить конец пленки на приемную катушку и отснять по счетчику все 36 фотографий на один кадр. Будьте внимательны! Крышка отсека плёнки металлическая, крючок железный. Перемотка плёнки ручная, колесом под большим пальцем.

Olympus XA работает в режиме приоритета диафрагмы. Это значит, что мы можете изменять величину диафрагмы в зависимости от условий освещённости или творческого замысла. Автоматика фотоаппарата сама выставит величину выдержки. Контролировать выдержку нужно по шкале в видоискателе.

Шкала экспонометра вертикальная. Находится слева в видоискателе. Показывает какая выдержка будет отработана при данной диафрагме.

У Olympus XA неубирающийся (не выежающий) объектив. Чтобы сделать такой объектив, Олимпусу пришлось постараться. В итоге Olympus XA имеет очень маленький, но превосходный с точки зрения оптики, 35-мм светосильный объектив. Фокусировка объектива ручная. Осуществляется рычажком с чрезвычайно коротким ходом. При этом фокусировка происходит от минимального фокусного расстояния 0,85 м до бесконечности.

Четырёхлепестковая диафрагма при закрытии образует квадрат, диафрагмирование происходит шагами от f2.8 до f22.

Наведение на резкость происходит так же, как и в других дальномерных фотоаппаратах: необходимо совместить пятно дальномера с изображением в видоискателе. У Olympus XA небольшой видоискатель с рамками кадрирования. Пятно дальномера квадратное, в сумерках пользоваться им неудобно. На максимально открытой диафрагме f2.8 навести на резкость трудно, в большинстве случаев я получал мыло, потом что у дальномера Olympus XA маленькая база, а ручная фокусировка грубая. Если диафрагму поджимать от f5.6 и больше, резкость возрастает.

На шкалах выделены оранжевым диафрагма f5.6 и фокусное расстояние 3 метра. Выставив это экспопару, вы настроитесь на гиперфокальное расстояние и получите приемлемую резкость снимков не фокусируясь.

Спуск у Olympus XA практически бесшумный, кнопка нежная и срабатывает от лёгкого прикосновения.

На нижней поверхности Olympus XA есть рычажок с тремя положениями. В первом положении фотоаппарат прибавит 1,5 стопа, чтобы компенсировать контровой свет. Во втором положении писком сообщит о заряде батареи, третье положение — 12 секунд задержки автоспуска.

Примеры фотографий на фотоплёнку Kodak Pro Image 100

Пример фотографии на Olympus XA + Kodak Pro Image 100Пример фотографии на Olympus XA + Kodak Pro Image 100 Пример фотографии на Olympus XA + Kodak Pro Image 100Пример фотографии на Olympus XA + Kodak Pro Image 100 Пример фотографии на Olympus XA + Kodak Pro Image 100Пример фотографии на Olympus XA + Kodak Pro Image 100

Буду рад увидеть ваши результаты в своём Instagram (@filmozaru). Пишите, отмечайте меня, не стесняйтесь! Очень хочу увидеть ваши фотографии на плёнку!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector