Размеры винтов

Размеры винтов

ГОСТ 1491, DIN 84. Отличия и сравнительная характеристика

Винты входят в число самых востребованных крепежных элементов. Наиболее широко применяются эти метизы в автомобилестроении, машиностроительной отрасли и прочих важных областях промышленного производства. Терминологию в сфере крепежа устанавливают положения ГОСТа 27017-86. Винт им определяется, как изделие, служащее для фиксации либо скрепления, и представляющее собой цилиндрический стержень с витками резьбы. На его другом конце имеется конструктивный элемент, посредством которого осуществляется передача момента вращающей силы. Таковым может быть шлиц на торце ножки/стержня, если головка конструкцией не предусмотрена, плоская круглая шляпка с боковым рифлением, либо всем привычная головка с углублением под отвертку. Рассматриваемые стандарты – и российский ГОСТ 1491-80, и немецкий DІN 84– нормируют производство винтов со шляпкой цилиндрической формы, в которой проделан прямой шлиц.

Исполнение

Отечественным нормативным документом утверждено одно исполнение данных крепежных деталей.

gost 1491-80.png

Исполнение винтов по нормам ГОСТ 1491-80

Немецкий стандарт DІN 84 устанавливает два допустимых варианта изготовления винтов со шляпкой цилиндрической конфигурации.

din 84 ispolnenie.png

Отличие требований к конструкции данных крепежных элементов, произведенных в соответствии с положениями рассматриваемых нормативных документов, проявляется в первом исполнении по стандарту DІN 84 – здесь резьба накатана по всей длине стержня. Что же касается ГОСТа 1491-80, то чертеж предусматривает нанесение резьбовых витков лишь на определенном участке стержня, а его оставшийся отрезок до перехода в головку гладкий. Собственно, такой вариант изготовления утверждает второе исполнение по немецкому стандарту.

Но отличия и здесь все-таки имеются. Так, нормы DІN 84 требуют, чтобы кромки головки были слажены либо скруглены. В результате ее поперечное сечение непрямоугольное, даже если не принимать во внимание шлицевое углубление

Размеры

Прежде всего следует отметить в этом плане более широкий ряд размеров метрической резьбы по ГОСТу 1491-80. Это относится не только к количеству номенклатурных позиций данной характеристики, но и к ее диапазону предельных значений – минимального и максимального. Данный фактор расширяет сферу применения метизов, произведенных по нормам отечественного стандарта по сравнению с зарубежным.

Размеры винтов по ГОСТу 1491-80

Размеры рабочих параметров винтов со шляпкой цилиндрической конфигурации, отображенные на чертеже исполнения, утвержденном ГОСТом 1491-80, представлены в табличной форме. Единица измерения здесь и далее –миллиметры.

Ном. диаметр резьбы (обозначение d)

Длина резьбовой накатки (b)

Высота шляпки (параметр k)

Диаметр шляпки (обозначение D)

Шаг витков резьбы

Ном. диаметр резьбы (обозначение d)

Длина резьбовой накатки (b)

Высота шляпки (параметр k)

Диаметр шляпки (обозначение D)

Шаг витков резьбы

Длина винта (параметр L) изменяется в пределах 2,0, мм ≤L≤120,0 мм. Диаметр гладкого отрезка стержня (d 1 ) должен быть равен одному из следующих диаметров: наружному резьбовому, либо диаметру, сформированному под накатку метрической резьбы.

В таблице приняты такие обозначения:

Размеры винтов по DІN 84

Размерные характеристики винтов с цилиндрической шляпкой, отображенные на чертежах их исполнений, утвержденных положениями стандарта DІN 84, представлены в таблице.

Диаметр метрической резьбы (параметр d)

Шаг крупной резьбы

Диаметр метрической резьбы (параметр d)

Шаг крупной резьбы

Номинальная длина винта (на чертежах обозначается литерой «l») изменяется в пределах 2,0 мм≤l≤80,0 мм.

dlina vinta.jpg

Сравнение размерных характеристик

Анализ представленных выше данных позволяет сформировать итоговую таблицу отличий основных размерных характеристик винтов с цилиндрической шляпкой, изготовленных в соответствии с положениями отечественного и немецкого стандартов. Выглядит она так:

Длина винта общая

Диаметр метрической резьбовой накатки

Материал изготовления

Стандарт DІN 84 устанавливает, что в качестве сырья для изготовления крепежных деталей рассматриваемого типа должен использоваться металл. Это может быть углеродистая сталь, «нержавейка», либо цветные сплавы. Конкретные марки такой сталелитейной продукции в данном нормативном документе не указаны, но в нем содержатся требования к ее механическим свойствам, точнее, к прочностным характеристикам.

Сталь углеродистая. Ее прочность должна соответствовать условиям следующих классов: 8.8; 5.8 и 4.8. Поверхность черная после химической или термической обработки.

Сталь нержавеющая. В этом случае данный показатель зависит от диаметра метрической резьбы винта. В частности, при для изготовления изделий с dM1, использовать нужно антикоррозионную сталь А4-70, а также А2-70. Нанесение покрытия не требуется.

Цветные металлы. В стандарте DІN 84 указана только латунь – СuZn.Причем право выбора меди по валентности – Сu 2 или Сu 3 – отдано производителю. Необходимость в формировании защитного слоя тоже отсутствует.

В отечественном ГОСТе 1491-80 материал изготовления винтов вообще не упоминается. Поэтому меткомбинаты ориентируются в этом плане на нормы Госстандарта 1759.4-87. Данный нормативный документ устанавливает химический состав стального сплава в зависимости от требуемой прочности конечной продукции. В таблице приведена информация для каждого класса этой характеристики, а также применяемая термообработка.

Размеры винтов

ВИНТЫ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГОЛОВКОЙ КЛАССОВ ТОЧНОСТИ А и В

Конструкция и размеры

Cheese-head screws, product grades A and B. Design and dimensions

Дата введения 1982-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 июня 1980 г. N 3176 дата введения установлена 01.01.82

Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 28.06.91 N 1177

ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, утвержденными в декабре 1981 г., апреле 1986 г. (ИУС 3-82, 7-86).

1. Настоящий стандарт распространяется на винты с цилиндрической головкой классов точности А и В с номинальным диаметром резьбы от 1 до 20 мм.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 2653-80.

2. Конструкция и размеры винтов должны соответствовать указанным в табл.1, 2 и на чертеже.

Номинальный диаметр резьбы

Номинальный диаметр резьбы

1. Длины винтов, заключенные в скобки, применять не рекомендуется.

2. Удлиненная длина резьбы предпочтительна.

3. Винты со стержнем длиной менее длины резьбы с учетом недореза изготовляют с резьбой по всей длине стержня.

* Для винтов, обработанных резанием, в остальных случаях не нормируются.

Пример условного обозначения винта с цилиндрической головкой, класса точности А, диаметром резьбы 8 мм, с крупным шагом резьбы, с полем допуска резьбы 6, длиной 50 мм, нормальной длиной резьбы 22 мм, класса прочности 4.8, без покрытия:

Винт А.М8-6g50.48 ГОСТ 1491-80

То же, класса точности В, с мелким шагом резьбы, удлиненной длиной резьбы 34 мм, с цинковым покрытием толщиной 6 мкм, хроматированным:

Винт В.М8·1-6g50-34.48.016 ГОСТ 1491-80*

* Письмом Росстандарта от 09.04.2021 г. N 1179-ОГ/03 разъясняется, что «В примере условного обозначения винта с цилиндрической головкой, класса точности B, с мелким шагом резьбы, удлиненной длинной резьбы 34мм, с цинковым покрытием толщиной 6 мкм, хроматированным ГОСТ 1491-80 допущена опечатка». Следует читать: Винт В.М81-6g50-34.48.016 ГОСТ 1491-80. — Примечание изготовителя базы данных.

1, 2. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3. Диаметр гладкости части должен быть равен наружному диаметру резьбы или равен диаметру стержня под накатывание метрической резьбы по ГОСТ 19256-73.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4. По соглашению между потребителем и изготовителем допускается изготовлять винты с длинами, не указанными в табл.2.

5. Резьба — по ГОСТ 24705-2004. Сбег и недорез резьбы — по ГОСТ 10549-80.

5б. Радиус под головкой — по ГОСТ 24670-81.

5в. Допуски, методы контроля размеров и отклонений формы и расположения поверхностей — по ГОСТ 1759.1-82*.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р ИСО 4759-1-2009. — Примечание изготовителя базы данных.

Винты и их отличие от болтов

Винт – крепёжное изделие для соединения деталей, одна из которых может быть с внутренней резьбой. Винт имеет вид стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом. Передающим усилие элементом могут являться различного рода головки, шлицы в торце стержня и другие конструктивные особенности изделия.

Винт предназначен для образования резьбового соединения или фиксации.

Разновидностью винта также является шуруп. Это крепёжное изделие отличается тем, что имеет коническое сужение на конце и более редкую резьбу. Шуруп, создающий резьбу при вкручивании, называется самонарезающим винтом — в просторечии «саморезом».

Размеры винтов

Каждый винт маркируют двумя числами, например 4×30. Первое число — это диаметр винта под головкой в миллиметрах, второе — длина в миллиметрах участка винта, находящегося внутри детали, т. е. длина от острия до большего из поперечных сечений головки. Для винтов с потайной головкой это суммарная длина стержня и головки, в то время как для винтов с полукруглой головкой — только длина стержня.

У винтов для металла, называемых также машиностроительными, метрическими или просто винтами, диаметр стержня постоянен по длине.

Винт либо вкручивают в просверленное в металле резьбовое отверстие либо пропускают в сквозное отверстие в пакете скрепляемых деталей, после чего на его конец надевают плоскую или пружинную шайбу и навинчивают гайку так, что детали крепко сжимаются между собой. Гайки обозначаются буквой М и маркируются цифрами от М1 до М68. Цифра обозначает диаметр винта в миллиметрах, для накручивания на который предназначена гайка: например, гайка М4 подходит к винту диаметром 4 мм. Однако, даже если диаметры гайки и винта одинаковы, это еще не говорит о том, что гайку во всех случаях можно накрутить на винт: если гайка и винт имеют разные шаг и профиль резьбы (высоту витков), то они не подойдут друг к другу.

Винт от болта отличается способом соединения. Расчет болта идет на срез(большая нагрузка приходится на место, перпендикулярное соединяемым деталям) Расчет винта идет на нераскрытие стыка (основная нагрузка приходится на место, расположенное вдоль или параллельно оси скрепляемых деталей).

По конструкции винт очень похож на болт. Тем не менее их основное различие заключается в применении: болт проходит через соединяемые детали насквозь, на него накручивется гайка, а винт при помощи отвертки вкручивается в одну из соединяемых деталей, имеющую резьбу.

Винт можно затянуть либо выкрутить с помощью отвертки или торцевого ключа, вставленного в прорезь его головки. Болт затягивается гаечным ключом или гайкой. Болт не может вращаться в результате соединения двух деталей, как некоторые разновидности винтов, используемые в подвижных перемещающихся машинных механизмах.

Головку винта при вкручивании часто углубляют в соединяемую деталь, при болтовом соединении она остается на поверхности.

Разница между болтом и винтом:

  • Различие в способе соединения: винтовое и болтовое.
  • Болтовое соединение осуществляется при помощи гайки, а винтовое – резьбы.
  • Различные методы закрепления в детали.
  • Винт может вращаться в некоторых соединениях, болт всегда статичен.
  • Винт иногда углубляют в деталь, болт нет.
  • У винта резьба по всей поверхности , у болта – частично.
  • Винты могут быть мелкими, болты — нет.
  • Различие в способе разъединения конструкции.

В компании представлены следующие виды винтов:

Винт DIN 7985

Винт полусфера: применяется в крепежных соединениях в комплекте с гайкой, шайбой. Используется в строительстве, машиностроении, мебельном производстве.

Материал: сталь с 1008, класс прочности 4.8, головка потайная, шлиц Pozidriv, Philips, резьба полная метрическая среднего класса точности.

Винт DIN 965

Винт потай :применяется в крепежных соединениях в комплекте с гайкой, шайбой. Используется в строительстве, машиностроении, мебельном производстве.

Материал: сталь с 1008, класс прочности 4.8, головка потайная, шлиц Pozidriv, резьба полная метрическая среднего класса точности.

Винт барашковый DIN 316, сталь С1008, оцинкован

Применяется в крепежных соединениях в комплекте с гайкой и шайбой при необходимости быстрой и четкой разборки соединения. Отличительной особенностью рассматриваемого винта от его аналогов является наличие специальных двух лепестков, благодаря которым монтаж и демонтаж соединения можно выполнять вручную, без помощи каких-либо инструментов. Используется в машиностроении и строительстве.

Чаще всего такой крепежный элемент используется при сборке мебели и в быту.

Винт c кольцом DIN 444

Эксплуатируют винт DIN 444 в разнообразных шарнирных и такелажных конструкциях, обеспечивая при этом высокую степень надежности .Применяют в машиностроении, приборостроительной отрасли, строительстве и других областях.

Винт конфирмат предназначен для сборки, стяжки элементов мебели из древесины, древесно-стружечной плиты, клееной фанеры и т.п. Благодаря специальному профилю резьбы и ее чистой поверхности можно быстро и легко ввинтить конфирмат, получая высокую точность соединения. Небольшой диаметр стержня позволяет исключить появление трещин. Необходимо предварительное сверление.

Головка — потайная Шлиц — внутренний шестигранник Резьба — разреженный шаг Наконечник – тупой, Материал — сталь С1022 Покрытие – цинк.

Винт с крюком используется на строительных площадках или при ремонтно-отделочных работах. Имеют широкий спектр применения во многих отраслях, а так же широко используются в быту для различных крепежей и подвесов.

С уважением,
Команда интернет-маркетинга холдинга «РДС строй»
#Стройматериалы для профессионалов

Как подобрать гребной винт

Любой рыбак-водомоторник рано или поздно сталкивается с необходимостью купить новый гребной винт. В такой ситуации проще всего установить оригинальную деталь или один из рекомендованных производителем винтов. Но в этой статье мы рассмотрим, как самостоятельно подобрать гребной винт под собственные нужды.

Зачем подбирается гребной винт?

Опытные рыбаки знают, что поведение лодки, прежде всего, зависит от качества винта. В отличие от большинства других моторных средств, лодочный мотор не имеет передач, редуктор передает на винт постоянное передаточное число. Поэтому, оптимально подобранный винт позволит более эффективно использовать мотор, снизить расход топлива или наоборот повысить максимальную скорость или грузоподъемность. В этом отношении производители моторов занимают достаточно консервативную позицию, находя баланс между эффективной работой и долговечностью механизма. Благодаря замене винта можно заметно ускорить свою лодку, сделать выход на глиссирование более быстрым.

Самые важные параметры винта

Шаг — это характеристика, указывающая на расстояние, которое пройдет винт в идеальных условиях при одном полном обороте.

Шаг винта зависит от угла установки его лопастей относительно плоскости вращения.

шаг винта 2

На что влияет? — Шаг, считается основной характеристикой винта, выражающейся в упоре и скорости судна. С увеличением шага растет и предельная скорость, при этом нагрузка на мотор увеличивается, а предельные обороты мотора снижаются. Уменьшая шаг, снизится скорость и упор судна.

Материал – традиционно, гребные винты выполнены из стали или алюминия. Каждый из металлов имеет свое преимущество, так алюминиевый винт более легкий, а значит, меньше нагружает редуктор. Также он лучше сопротивляется коррозии, но сильно хрупкий, из-за этого при прохождении мелководья есть шанс потерять винт. Сталь лучше подходит для улучшения скорости судна, не боится контакта с мелководьем, однако полученный удар или другое механическое воздействие будет напрямую передаваться на мотор.

Обратите внимание на современные винты из композитных материалов, которые вобрали лучшее от стали и алюминия. Они крепкие, выдерживают контакт с дном, сохраняя геометрию, не подвержены коррозии. Единственный весомый недостаток – более высокая стоимость.

Дополнительные параметры гребного винта

Описанные ниже характеристики являются второстепенными и в меньшей мере могут повлиять на выбор винта. От этих показателей отталкиваются знающие рыбаки-водомоторники или увлеченные владельцы суден. Мы решили ознакомить вас с ними и рассказать, как и на что влияет каждая из них.

Диаметр – фактический размер изделия, измеряющийся по самым отдаленным от центра точкам лопастей.

На что влияет? – Диаметр лопасти создает упор. Чем больший размер лопастей, тем выше должна быть мощность мотора, для реализации упорного потенциала изделия. Фактически, производители привели данный показатель к усредненному значению. Приобретая винт под собственный мотор он уже будет иметь оптимальный диаметр, а более точные настройки упора можно выполнить изменяя шаг.

Проскальзывание – величина, которая показывает количество неэффективной работы из-за стекания воды с винта. Нормальным считается проскальзывание до 20%, однако современные винты, оборудованные интерцепторами, позволяют снизить этот показатель до 10%, тем самым увеличивая КПД.

Дисковое отношение – соотношение площади профиля лопастей к площади окружности. С увеличением данного параметра можно достичь более эффективной работы винта на предельной скорости хода.

Профиль лопасти – форма разреза лопасти по ходу вращения. Зачастую, используется правое направление движения, однако для спаренных винтов используют противонаправленные лопасти.

Как подобрать гребной винт?

Ниже, мы разберем, как подобрать оптимальный винт, а также его скоростной или грузовой аналог, однако все представленные методы являются – теоретическими и результат может отличаться, от предполагаемого. Фактически, единственно верный способ подобрать винт – эмпирический, то есть его применение на судне.

Чтобы не вдаваться в крайности и подобрать винт, который будет эффективно работать во всех диапазонах оборотов и при минимальной и полной загрузке нужно знать:

— предельную паспортную скорость;

— максимальные обороты мотора;

— передаточное отношение редуктора.

Возьмем, для примера такие значения:

Чтобы узнать обороты винта нужно разделить максимальные обороты мотора на передаточное число редуктора (5900/2.5=2360 об). Далее, согласно формуле расчета шага ((750*60)/2360= 19).

Получаем, что в нашем случае отправной точкой можно считать винт с шагом 19. Далее подбираем подходящую ступицу, диаметр и другие характеристики под собственные нужды, исходя из описанных выше параметров.

Найдя отправную точку, устанавливаем винт на судно и проводим первое ходовое испытание. Мотор должен:

— развивать максимальные обороты при минимальной нагрузке (проверить тахометром);

— при полной нагрузке выходить на глиссирование.

Если мотор не докручивает, то шаг слишком большой и выйти на оптимальные параметры можно его уменьшением. Если наоборот, обороты мотора выходят за пределы паспортных значений, то шаг нужно увеличить.

Для увеличение эффективности работы мотора, при полной загрузке следует установить винт с большим шагом. При этом судно будет выходить на глиссирование при полной загрузке, но в угоду скорости. Подобного эффекта можно достичь, увеличивая диаметр и дисковое отношение «оптимального» винта.

Такая настройка рассчитана на увеличение предельной скорости. Достичь которую можно на предельных оборотах и при минимальной загрузке. Сделать это можно уменьшив шаг винта, снизив его диаметр.

Как узнать, что винт подобран неправильно?

Скоростная и грузовая настройки имеют свой предел, за которым работу мотора можно назвать неправильной и неэффективной. При этом винт называют тяжелым либо прокручивающимся.

Тяжелый винт можно узнать по тому, что мотор не может набрать максимальных оборотов, а судно даже при минимальной нагрузке не выходит на глиссирование или делает это с большим трудом. Проблема заключается в слишком большом шаге винта, который следует уменьшить.

Прокручивающийся винт наоборот приводит к тому, что мотор чрезмерно раскручивается при любых нагрузках, вплоть до срабатывания ограничителя оборотов, при этом скорость не соответствует оборотам мотора. Решение – покупка гребного винта с большим шагом.

Заключение

Подбор винта — это процесс кропотливый и иногда – непредсказуемый. Лучше всего обзавестись несколькими винтами, можно даже старыми, чтобы понять, как работает мотор на том или ином шаге, а зная это, двигаться в сторону оптимальных, грузовых или скоростных винтов для своего судна. Надеемся, эта статья была полезна, и вы сможете самостоятельно подобрать гребной винт под собственные нужды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector