Еврейская свеча

Еврейская свеча

Еврейская свеча

Менора и Ханукия: В чем разница?

В этот список входят оригинальные светильники менора и ханукия.

Менора

C древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры — 7 рожков. Согласно Торе (Библии) идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний во время хождения лидера евреев на гору Синай. Чуть позже, пользуясь божественными подсказками, эту мысль воплотил в реальное изделие мастер Бецалель бен Ури. После того как первая менора была готова, ее поместили в Скинию собрания. Впоследствии после обоснования евреев на новых землях и возведения Храма в Иерусалиме священный предмет перенесли в него.

Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Эрец Исраэль.

Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.

Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.

10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен герб Израиля. Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.

Ханукия

Представляет собой светильник несколько иного типа и является неотъемлемым атрибутом праздника Ханука. Ханукия очень похоже на минору, только вместо 7, она имеет 9 рожков. Если менора предназначена для использования исключительно как обыденный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это праздничный еврейский светильник. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период еврейского праздника Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.

В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома.

Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII—XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.

Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.

Итак, в миноре 7 свечей, в ханукие — 9. Часто случается так, что в дни празднования Хануки в многочисленных и дружных семьях на подоконниках выстраиваются настоящие гирлянды из подсвечников, часто с абсолютно разного вида. Важным моментом является и то, что принцип приобретения данных аксессуаров никак не ограничен постулатами Торы. Каждому человеку не возбраняется приобретать светильник, как для своих нужд, так и в качестве подарка.

Еврейский подсвечник: и стиль, и верность иудейским традициям

Еврейский подсвечник: и стиль, и верность иудейским традициям

Подсвечник — источник радости, потому что в нем будут стоять свечи, несущие огонь. Это не коптящие масляные лампы, а живое пламя, олицетворяющее то, что мир не умер. У евреев подсвечники особой формы, поэтому еврейский подсвечник на 7 рожков, прежде всего, символ особого духовного совершенства. Называется он менорой: о нем еще в библии написано, что тоже символично.

Сам Моисей преподал урок изготовления такого чуда:

  1. Сделай золотой светильник чеканным методом.
  2. Он должен напоминать стебель ветвистого дерева.
  3. Верхушка – чашечки.
  4. Украшения – яблоки и цветы.
  5. Шесть ветвей – из боков, по три из каждого, а седьмой – ствол.

Еврейский светильник: табу-атрибуты

Шесть чашечек подсвечника должны напоминать цвет миндального дерева. На стебле – миндальный цветок. Все цветки украшать яблоками и другими бутонами. Яблоко располагается под двумя цветками.

Это табу-атрибуты, но ничего страшного, если еще кое-какие украшения дополнят то, что будет освещать путь иудею.

Менора: история жизни древнего подсвечника

Сначала такие подсвечники использовались при богослужениях: на их ветвях размещались лампады, но вскоре их заменили на восковые свечи. Возможно, что древообразная Менора и ее украшение-растительность символизировали сотворение мира и 7 планет, которые на момент образования еврейского государства уже были знакомы иудейскому народу. Простояла Менора внутри Иерусалимского храма довольно долго, но после победы Римской империи храм был разграблен, а подсвечник похищен.

Правда, рельефная арка, воздвигнутая в честь Тита-императора выдает нам, кто был тем вором, не стыдящимся хвалиться добычей на заседании римского Форума. Средние века Менору не изменили, однако, перевели в разряд символов еврейского народа. Так она стала эмблемой тех, кто принимал иудейскую веру. Существует предание: маккавеи, боровшиеся за свою свободу, зажгли свою менору, так горела ровно 8 дней в иудейском храме.

Ханука – еврейский подсвечник наших дней

У хануки 8 свечей, причем ствол его без свечи, так как заканчивается какой-то фигурой, например женской, но с головой божества или еврейской шестиконечной звездой.

Есть и девятиголовая ханука, на ней находится свеча шаммаш, то есть слуга солнца. Это она зажигается первой, а затем от нее зажигают другие свечи. Такое подобие встречается в православной церкви, вот только свечи располагаются по кругу, а не в ряд, как у иудеев.

От меноры до ханукии

Зимой темнеет раньше. На улице стремительно холодает. Один за другим зажигаются огни. Но не только на улице — в еврейских домах мерцают огоньки свечей. Это последняя неделя месяца кислева. Ханука.

«Заповедь — источник света, а Тора — свет» (Притчи, 6:23). Миссия еврея в этом мире заключается в распространении света: исполняя заповедь, мы «зажигаем свет», освещающий мир, прогоняющий тьму, безразличие и негатив. Мы наполняем этот мир мудростью и гармонией Творца.

Каждая заповедь является источником духовного света, и только две из них дают свет материальный — это заповедь каждый день зажигать в Иерусалимском храме менору и заповедь зажигать свечи на исходе каждого из 8 дней праздника Хануки.

Ханукальные свечи ведут свою историю от храмовой меноры. Наши мудрецы постановили, что евреи должны зажигать на Хануку свечи именно в память о чуде, случившемся в Храме.

Храмовая менора представляла собой огромный золотой семисвечник, все семь подсвечников которого заправляли чистейшим оливковым маслом, изготовленным в специальных условиях, и этот материальный свет был воплощением света духовного, исходящего от священного Храма, который стал воплощением и олицетворением присутствия Б-га среди людей и освящал весь мир.

Стремясь навязать евреям свою культуру, греки захватили Иерусалимский храм, осквернили его и все масло, предназначенное для зажигания меноры. Едва ли не единственной семьей, отказавшейся покориться грекам, стали Маккавеи — Матитьягу Хашмоней и его сыновья. Они и развернули партизанскую войну против эллинизации еврейского общества. После освобождения Второго храма и очищения его для служения Всевышнему необходимо было отыскать ритуально чистое оливковое масло для меноры. Нашелся лишь один нетронутый сосуд с маслом, которого должно было хватить лишь на день. Но Всевышний совершил чудо — и масла хватило на восемь дней. За это время евреи успели приготовить достаточное для освящения Храма количество масла. И вот уже более двух тысячелетий мы каждую зиму вспоминаем об этом чуде и, празднуя Хануку, зажигаем свечи и провозглашаем победу света над тьмой.

Несмотря на явную параллель между менорой в Храме и ханукией, существует несколько отличий: – в храмовой меноре огонь поддерживали в течение всего дня и зажигали ее не позднее чем за час до захода солнца; ханукию же зажигают вечером (согласно традициям одних общин, сразу после заката; по традициям других — с появлением на небе первых трех звезд); – менора находилась в самом Храме, в Святая Святых ( Хейхаль ); ханукию же помещают прямо у выхода из дома или, если вы живете не на первом этаже, у окна, выходящего на улицу; – в меноре горело семь свечей; на ханукии мы зажигаем восемь: причем, вначале — восьмую ( шамаш ), от которой огонь передается на все остальные свечи.

К чему все эти отличия? Ведь существует правило, установленное практическим путем и гласящее, что абсолютно все традиции и обычаи нашего народа ни в коем случае не меняются и сохраняются на протяжении многих столетий. Что же побудило мудрецов установить отдельный закон, касающийся ханукальной меноры?

И увидел Всесильный свет, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы. И назвал Всесильный свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день первый. Берейшит, 1:4-5

При сотворении мира свет и тьма были единым целым, олицетворявшим доброту и совершенство Творца. Но Создатель отделил свет от тьмы, явное добро от скрытого, дав нам возможность выбирать.

Основополагающая идея этого разделения заключена в том, что мы должны распространить дневной свет таким образом, чтобы он освещал и ночь. Мы поддерживаем и развиваем Б-жественное начало всех Его творений, направляем всю положительную энергию на борьбу со злом.

Менора в Храме — яркий тому пример. Ее зажигали при свете дня, и свет, исходящий от нее, озарял ночную мглу; помещенная в Святая Святых, эта менора освещала весь мир. Сегодня Храма у евреев нет, поэтому мы фактически не можем перенести в ночь дневной свет. Тьма заполнила мир, и нет больше меноры, способной ее развеять. В такие времена мы должны сделать саму тьму источником света, отыскать тот единственный сосуд с маслом и зажечь его, погрузиться в глубинную суть света и тьмы, объединив их заново. Так праздник Хануки обретает новый смысл: менора не просто рассеивает дневной свет — она преобразует тьму.

Таким образом, три заповеди, связанные с зажиганием свечей (в Храме, во время Хануки и каждый Шаббат), объединяются и составляют три ступени развития и преобразования света через время и пространство.

Храмовая менора стояла в самом святом месте, олицетворяющем присутствие Б-га в материальном мире. Субботние свечи освящают дом еврея, место, где совершаются заповеди (изучение Торы, молитва, благотворительность и др.) и повседневная работа. Наш дом — это священная обитель, где мы работаем над достижением гармонии духовного и материального начал. Ханукальные свечи также имеют особое предназначение: они выявляют нашу способность привнесения света в окружающий мир. Поставленные у порога или на окне, они разграничивают социальную и личную стороны жизни, проводят черту между нашим домом и улицей.

Храмовую менору зажигали при свете дня; для субботних свечей отведено специальное время — за 18 минут до захода солнца; а свечи Хануки нужно зажечь во время или после заката. Эти временные рамки также отличаются последовательностью и на уровне истории. Менора упомянута еще в то время, когда Всевышний напрямую контактировал с человеком; именно по повелению Создателя Мойше-Рабейну записал в Торе заповедь зажигать менору (Шмот, Тецаве, 27:20-21). Субботние свечи появились чуть позже, когда раввины постановили зажигать их не только для отделения будних дней от Святой Субботы, но и для создания в доме особой гармоничной атмосферы (еврейские женщины, начиная еще с праматерей Сары и Ривки, тоже зажигали субботние свечи — см. Мидраш Раба на Берейшит, 24:67; Ликутей Сихот, т. XV, с. 168-173; но официальное галахическое постановление на этот счет появилось позднее). На временной шкале истории свечи Хануки стоят на последнем месте — они появились лишь 21 век тому назад, в память о чуде.

Есть еще одна причина несовпадения количества свечей меноры и количества свечей ханукии. Число семь ассоциируется с сотворением мира. Всевышний, как известно, создал мир за семь дней, используя при этом семь Б-жественных сфирот , которые должны были стать основой семи духовных уровней мира. Следовательно, число «семь» подчиняет себе все мировые циклы и процессы, а сам процесс освещения самых темных глубин мира ассоциируется именно с семью свечами меноры в Храме.

Если «семь» — число природного цикла, то «восемь» представляет собой реальность, предшествующую сотворению мира, выходящую за пределы созданного мира. Если семь свечей меноры должны разгонять тьму, то восемь свечей ханукии представляют собой попытку достичь высшей реальности мира, в которой тьма утратит свой смысл, став еще одним источником Б-жественной истины и обретя свой первоначальный смысл.

Семисвечник менора в иудаизме – в чём смысл священного предмета?

Менора семисвечник – один из древнейших символов иудаизма. Согласно преданию, идея изготовления подсвечника с семью свечами была предложена Моисею самим Богом, во время восхождения на гору Синай. Менора (в переводе «светильник») символизировала собой надежду на пришествие Мессии в этот мир. В настоящее время семисвечник получил статус официального символа – он изображён на гербе государства Израиль.

семисвечник менора

Менора — светильник с 7-ю ветвями

Первые меноры представляли собой канделябры с семью ветвями, выполненные из чистого золота. Согласно Библии (точнее – Торе), во время Исхода евреев из Египта семисвечник находился в Скинии собрания – своего рода походном храме евреев. Скиния использовалась для хранения Ковчега Завета. По образу этого места позднее был построен всемирно известный Иерусалимский храм, в котором также располагалась менора.

Это интересно: символ меноры использовали не только иудеи, но также самаритяне и даже христиане (до 800-х годов его почитали наравне с крестом). Следует отметить, что христианская менора отличалась по форме от еврейского и самаритянского семисвечника.

Что представляет собой менора

Семь свечей, семь теней

Итак, менора – что это такое? Как вы можете видеть на фото, предмет представляет собой оригинальной формы канделябр, рассчитанный на семь свечей. Впрочем, во времена Исхода и Иерусалимского храма свечи не использовались, вместо них Первосвященник заливал в священные сосуды свежее оливковое масло.

священник чистит светильник

Священник наполняет светильник маслом

Считается, что шесть «ветвей» меноры символизируют собой человеческую мудрость, направляемую центральным стержнем – ветвью Божественного света. В Скинии семисвечник находился в южной части храма, перед завесой, которая скрывала Святая Святых от посторонних взглядов. По свидетельству историка и военачальника Иосифа Флавия, три из семи чаш меноры горели не только ночью, но и днём.

Менора – значение символа

В качестве религиозного символа семисвечник не имеет однозначной трактовки. Античные авторы приписывали ему космический смысл, тогда как их последователи проводили параллель с мировым древом.

Фреска с изображением меноры

Менора – это обозначение Бога, опирающегося на Древо жизни в Эдемском саду. В этом сходятся раввинская, христианская и гностическая трактовки.

Если рассматривать предмет с эзотерической точки зрения, то следует обратить внимание на три компонента: огонь, число «7» и золото, из которого полагалось делать менору. Огонь всегда без исключения обозначает божественное начало, именно поэтому практически во всех храмах мира встречаются свечи, лампады (не говоря уже о ритуальных жертвенных кострах древних времён).

Это ещё один из самых известных символов иудаизма. По преданию, печать легендарного царя Соломона украшала его кольцо, с помощью которого можно было повелевать стихиями.

Число «7» нередко встречается в каббале: 7 небес, 7 планетарных архангелов, 7 церквей, каждая из которых соответствует одной из семи эпох. Не говоря уже про семь дней недели, 7 музыкальных нот, семь цветов радуги и 7 основных чакр человека. Во многих культурах «семёрка» считается счастливым числом, приносящим удачу.

Золото – это металл, который обожествлялся многими народностями (достаточно хотя бы вспомнить легендарные сокровища ацтеков). Также существовало изречение о том, что «всякая человеческая душа сделана из золота, с большей или меньшей примесью лигатуры».

Менора и ханукия – в чем отличие?

Ханукия (ханукальные светильники) немного похожи на меноры, поэтому их часто путают, что в корне неверно. Ханукии зажигают на период празднования Хануки – длящегося в течение восьми дней торжества, посвященного победе Маккавеев над греками.

ханукия - светильник с 9-ю свечами

Ханукия — светильник с 9-ю свечами

Светильники ханукии полагалось иметь каждой еврейской семье (по количеству мужчин). В отличие от меноры, ханукия имеет не 7, а 9 рожков. Светильники подвешивали ко входной двери дома с левой стороны. Когда в Европе еврейские символы стали запрещёнными, ханукии начали размещать внутри дома. Светильники этого типа изготавливались из самых различных материалов: от глины и камня до металла, их форма не имела строгих регламентов и зависела от пожеланий и материального благополучия заказчика.

Назначение храмовых светильников

Согласно традиции, храмовая менора должна оставаться зажженной всю ночь напролёт (хотя некоторые историки утверждают, что три из семи рожков светильника продолжали гореть и днём). Кстати, эта конструкция была такой высоты, что священнику, обслуживающему светильник, приходилось взбираться на три каменные ступени. Уход за менорой включал в себя обрезку или замену фитилей, а также заливку свежего оливкового масла в сосуды.

Существует версия, согласно которой, во время великих праздников (Шавуот, Песах и Суккот) менору выносили из храма, чтобы к священному предмету могли прикоснуться паломники. Согласно другой версии, семисвечник оставался в храме, но с врат святилища снимались драпировки и все желающие могли лицезреть святыню.

Читайте также  Вязаное кашпо
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector