Кардиоидный микрофон

Кардиоидный микрофон

Кардиоидный микрофон



Направленность
– это чувствительность микрофона к звуковому сигналу в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.

Чаще всего направленность микрофона изображают как полярные диаграммы. Это делается для визуального представления чувствительности микрофона в диапазоне 360 градусов, где голова микрофона является центром окружности. Начало угла ставится перед микрофоном (зеленая прямая, отметка «0 градусов»).

Диаграмма направленности показывает, как именно чувствительность микрофона к звуку зависит от места расположения его источника. Деления на такой диаграмме показывают конкретные значения уровня звука (в децибелах, dB).

Например, на диаграмме ниже звук идет с двух направлений: A и B.

Звук, идущий по направлению B, весь свой путь проделал внутри зоны чувствительности (в данном случае — кардиоиды), то есть пять делений.
Звук, идущий по направлению A, прошел всего два деления внутри нашей кардиоиды.

Из этого понимаем, что звук (при одинаковой дистанции до микрофона), идущий по направлению B, будет на 15 dB (или примерно в 32 раза) громче, чем звук, идущий по направлению A.

Существует три основных типа направленности микрофонов:
  • всенаправленная (круговая)
  • одностороняя (кардиоидная)
  • двухсторонняя («восьмерка»)

Круговая направленность

Всенаправленный микрофон

Микрофон с круговой направленностью (всенаправленный микрофон, например — Sennheiser MD42) обладает равной чувствительностью к сигналам, поступающим к нему со всех сторон.

Зачастую микрофон с круговой направленностью отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект приближения» (о нем — ниже).

Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий низкочастотный диапазон по сравнению с другими, что очень актуально при работе с инструментами, выдающими много «низких».

Из-за своей чувствствительности к акустике помещения всенаправленные микрофоны имеет смысл использовать для записи в заглушенном помещении или в помещении с очень хорошей акустикой, для отражения акустической атмосферы. Часто всенаправленные микрофоны используют в случаях, когда невозможно гарантировать умение говорящего пользоваться направленными микрофонами, например — праздники, свадьбы, лекции, публичные собрания и т.д. Интересный факт — вышеуказанный микрофон Sennheiser MD42 обрел серьезную популярность среди религиозных организаций (церкви, мечети, синагоги и т.п.).

Односторонняя направленность

Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные, например — Sennheiser MD46) имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.

Кардиоидные (рис. 1) микрофоны не воспринимают звук, идущий с тыльной стороны микрофона.

У суперкардиоидных микрофонов (рис. 2) зона захвата спереди уже (по сравнению с обычной кардиоидой), шумоизоляция сильнее и они менее чувствительны к акустике помещения, однако захватывают звук, идущий с тыльной стороны микрофона (пусть и очень слабо).

Гиперкардиоидные (рис. 3) микрофоны обеспечивают максимальную шумоизоляцию, наименее чувствительны к акустическому оформлению помещения, однако захватывают чуть больше звука, идущего с тыльной стороны микрофона (по сравнению с кардиоидными и суперкадиоидными микрофонами).

Чаще всего такие микрофоны используют для вокала, или в случаях, когда нужна серьезная шумоизоляция, например — для сцены или репортажей.
Важно отметить, что несмотря на то что супер- и гипер- кардиоидность микрофона усиливает шумоизоляцию по бокам, эта же кардиодиность (из-за особенности построения диафрагмы таких микрофонов) увеличивает чувствительность микрофона со стороны рукоятки (см. рисунки выше), поэтому тип кардиоиды микрофона в данном случае подбирают под конкретный случай, например — для вокалиста, находящегося близко к сцене, не подойдет гиперкардиодиный микрофон (задняя сторона микрофона может захватывать звуки из зала), а вот для студии такой микрофон подойдет отлично.

Двухсторонняя направленность

Двунаправленный микрофон равно чувствителен к звуковым сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.

В «простонародье» микрофон с такой направленностью зовется «восьмеркой» (например — Sennheiser MK 8).

Восьмерку часто используют для записи дуэтов (когда исполнители сидят друг напротив друга по бокам микрофона, см. рис 4) и при записи интервью (когда люди сидят друг напротив друга спереди и сзади от микрофона, см. рис 5). Также ее применяют для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, и для записи отдельных инструментов (что бы выделить низкие частоты при близком размещении исполнителей от микрофона).

Эффект приближения

Однонаправленные микрофоны по мере приближения к источнику звука увеличивают отдачу по низким частотам, в пределах 0.5 метров. Если микрофон стоит совсем близко (30 см. и ближе) звук получится сильно «бубнящим». Есть несколько способов восстановить более естественное звучание:

Направленность микрофона — что это?

Направленность – это чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.

Под направленностью или углом снятия звука принято считать зону возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не происходит значительной потери эффективности микрофона.

В микрофонах применяются различные характеристики направленности. Чаще всего их изображают как полярные диаграммы. Это делается для графического отображения вариаций чувствительности вокруг микрофона в диапазоне 360 градусов, где микрофон является центром окружности, а точка отсчета угла ставится перед микрофоном.

Диаграмма направленности показывает, как чувствительность микрофона к звуковому сигналу зависит от места расположения его источника.

Существует три основных типа направленности микрофонов:

  • однонаправленные
  • двунаправленные
  • всенаправленные

Однонаправленные микрофоны

Однонаправленный или «направленный» микрофон более чувствителен к звуку, приходящему с одного направления, и менее чувствителен к звукам с других сторон. Самой типичной для таких микрофонов является кардиоидная характеристика, представляющая своеобразную диаграмму в форме сердца. Пик чувствительности при этом достигается на направлении вдоль оси микрофона, а спад — в противоположном направлении. 130 градусов — эффективный угол работы кардиоидного микрофона.

Ниже рассмотрим микрофоны с направленностями, которые также относятся к однонаправленным микрофонам.

Микрофон с кардиоидной диаграммой направленности

Как следует из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к идущему сзади звуку.

Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности

У микрофона с суперкардиоидной диаграммой направленности спереди более узкая зона захвата звука, в отличие от микрофона с кардиоидной направленностью. Тем не менее, он частично захватывает идущий непосредственно сзади звук, но при этом располагает двумя зонами абсолютной нечувствительности (см. рисунок).

Для микрофонов с суперкардиоидной диаграммой направленности характерны:

  • наличие максимальной разницы между передней и задней областями чувствительности среди аналогичных микрофонов;
  • обеспечение большей изоляции, чем у микрофонов с кардиоидной направленностью;
  • меньшая чувствительность к акустике помещения, чем у микрофонов с кардиоидной направленностью.

Гиперкардиоидная диаграмма направленности

Гиперкардиоидная диаграмма направленности очень схожа с суперкардиоидной. Различие состоит лишь в том, что у гиперкардиоидной диаграммы более узкая зона чувствительности впереди и более широкая сзади. У микрофонов с гиперкардиоидной направленностью также имеются две «нулевые» области.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности характеризуют:

  • обеспечение максимальной нечувствительности к боковым звукам среди аналогичных микрофонов;
  • обеспечение максимальной акустической изоляции (защита от неблагоприятных эффектов в помещении, feedback и прочих шумов);
  • способность препятствовать утечке сигнала.

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности

Кардиоидный микрофон может улавливать почти треть ( 360/3=120) пространственных звуков в сравнении со всенаправленным микрофоном. Микрофоны однонаправленного типа способны отделять необходимый прямонаправленный звук от посторонних и пространственных звуков. Чаще всего использование такого микрофона является необходимым мероприятием. При определенных обстоятельствах это является единственной возможностью уменьшить проникновение звука в канал музыкальных инструментов. Важное замечание, что они располагают зоной улавливания непосредственно сзади.

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно применяются на совещаниях, конференциях, лекциях.

Двунаправленный микрофон

Двунаправленный микрофон («восьмёрка») имеет гораздо большую чувствительность и спереди, и сзади, но, однако, по бокам степень чувствительности значительно меньше. По уровню пространственного шума двунаправленный микрофон вполне сопоставим с однонаправленным. Этот тип микрофонов используется для улавливания звука от двух противоположных источников, например, в вокальном дуэте.

«Восьмёрка» — такое название имеет диаграмма направленности, при которой микрофон равномерно чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и совершенно нечувствителен к звукам, идущим с боков. Для этих микрофонов характерно:

  • использование для записи интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга, а также для записи и озвучивания дуэтов;
  • обеспечение максимальной изоляции при overhead-записи;
  • применение для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein) с использованием двух скрещенных микрофонов-«восьмёрок».

Всенаправленный микрофон

Всенаправленный микрофон располагает одинаковым выходным уровнем при любом направлении и охватывает все градусы. Также всенаправленный микрофон способен уловить максимальное количество пространственных звуков. Используя всенаправленный микрофон во время концерта, располагайте его очень близко к источнику звука. Помимо этого, можно отвернуть всенаправленный микрофон в сторону от нежелательных источников звука.

Всенаправленный микрофон обладает чувствительностью к сигналам, идущим со всех сторон.

Микрофон с полусферической направленностью

Микрофон с полусферической направленностью имеет чувствительность только к тем сигналам, которые исходят из одной полусферы окружающего пространства. Такой направленностью обладают микрофоны с краевым эффектом (PZM).

  • зависят от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • неспособность обеспечить акустическую изоляцию (только при малом расстоянии от источника звука до микрофона);
  • очень низкая чувствительность к звукам дыхания;
  • практическое отсутствие «эффект близости»;
  • расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов (полезно при работе с бас-барабаном, органом, симфоническим оркестром);

У микрофонов однонаправленного типа (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, в которой эффективность микрофона значительно падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука. Наиболее типичный показатель для кардиоидного микрофона равняется 131° (65.5° с каждой стороны центральной линии).

Поскольку однонаправленные микрофоны не настолько чувствительны к звукам, приходящим не по оси, чем всенаправленные, они меньше воспринимают пространственный звук.

Определение необходимого расстояния

По сравнению со всенаправленными, направленные микрофоны улавливают меньше шума, их можно использовать и размещать на небольшом расстоянии от источника звука, при этом сохраняя баланс между основным и фоновым или пространственным звуком. Всенаправленный микрофон, чтобы получить такой же баланс, следует располагать примерно вдове ближе.

Эффект поворота микрофона

Изменение амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) микрофона: чем больше угол между осью микрофона и направлением на источник звука, тем значительнее изменение. Сначала происходит потеря низов, что ведет к возникновению неясного и нечеткого звука.

Эффект приближения микрофона

Для однонаправленных микрофонов при приближении микрофона в пределах полуметра к источнику звука характерно значительное возрастание отдачи в нижних частотах (низах). Следует помнить об эффекте приближения при установке вплотную, менее 30 см, и, для получения натурального звука, убрать низы, например, с помощью эквалайзера. А также:

  • убрать низы на микшере,
  • использовать микрофон,
  • применить минимизирующий эффект,
  • с помощью микрофона с кнопкой среза басов,
  • с помощью всенаправленного микрофона.

По своей сущности, однонаправленные микрофоны способны не только отделять звучание одного инструмента от другого, а также и уменьшать обратную связь, тем самым допуская большее усиление. С этой позиции однонаправленные микрофоны занимают более предпочтительную позицию перед всенаправленными при решении почти всех задач по усилению звука.

Использование направленности для уменьшения шума

При усилении звука микрофоны часто располагаются в таких местах, где они могут принимать звук от посторонних источников. Как правило, в каждом случае имеется один нужный источник звука и один или более ненужных. Главное при этом – правильно и четко выбрать нужную характеристику направленности, что очень поможет для максимального улавливания нужного звука и минимального — ненужных.

Невзирая на то, что для лучшего улавливания самым оптимальным вариантом считается осевое направление, направление, сводящее к минимуму улавливание посторонних звуков, может зависеть от типа микрофона.

Направленность микрофона — что это и зачем?

Что приходит на ум, когда вы слышите или видите словосочетание “диаграммы направленности”? Наверняка это что-то из миграции белых медведей! Но если откинуть в сторону шутки, то диаграммы направленности очень часто не понимают, а все что можно найти по ним в сети немного путано и часто неверно написано. Честно говоря, мы получаем очень много вопросов от нашего сообщества по этой теме и сегодня мы решили раз и навсегда поставить точку в этом вопросе — расскажем вам, что такое направленность микрофона, какие диаграммы направленности бывают и в каких случаях лучше использовать ту или иную. Погнали!

Основы

Если в двух словах, то направленность микрофона это его возможность без искажений получать звук с того или иного направления. Почему это так важно? Ну, например, если вы будете использовать микрофон, предназначенный для записи голоса (подкаст или какая-нибудь игра), то звук он получит из одного источника — вашего рта, а не ото всей комнаты, включая холодильник и кондиционер. С другой стороны, записывая хор в большом зале с помощью всего одного микрофона, то на него придется записать весь звук в помещении. Именно поэтому выбор микрофона с правильной направленностью так важен для успеха.

Самые распространенные диаграммы направленности микрофонов: всенаправленная, кардиоидная, суперкардиоидная и двунаправленная (или просто “восьмерка”). Давайте разберемся в особенностях каждой диаграммы и для чего они лучше подходят.

Кардиоидная диаграмма направленности

Кардиоид (однонаправленный)

Кардиоид можно назвать самым распространенным типом направленности и именно он используется в большинстве случаев. Суть кардиоидной диаграммы — захватить максимум звука спереди капсюля и минимум сзади. Благодаря этому вы полностью избавляетесь от посторонних звуков при записи — именно благодаря этому кардиоидный микрофон можно назвать лучшим выбором.

При записи в студии кардиоидные микрофоны идеальны для снятия звука с разнообразных инструментов типа барабанов и гитары, а также вокала. И поскольку их направленность очень узкая, кардиоидные микрофоны полностью отрезают сигнал от других инструментов, находящихся в помещении. А еще кардиоидные микрофоны отлично подходят для шумных мест, потому что не дают внешним звукам просочиться в вашу запись.

Суперкардиоид

У суперкардиоидных микрофонов диаграмма направленности еще уже, чем у кардиодных, а значит еще меньше окружающих звуков попадет на запись. Также они имеют точку высокой чувствительности сзади и при неправильном расположении могут захватить ненужный звук, например от мониторов.

Суперкардиоидные микрофоны лучше всего подходят для записи одного голоса или инструмента в очень шумных местах. У Yeti, Yeti Pro и Kiwi есть суперкардиоидный режим.

Примеры микрофонов: Yeti, Yeti Pro, Kiwi, Bottle и Bottle Rocket при использовании подходящих капсюлей.

Всенаправленный

Всенаправленные микрофоны одинаково чувствительны со всех сторон и используются в том случае, если вам необходимо записать все звуки в помещении. В звукозаписи всенаправленные микрофоны используются для записи хоров, оркестров или нескольких исполнителей, поющих одновременно.

Всенаправленные микрофоны также полезны при записи нескольких спикеров, находящихся в разных местах комнаты — например, во время видеоконференции. А вот для живых выступлений такие микрофоны подходят не очень, так как у вас не будет возможности закрыть их от ненужных источников звука типа мониторов.

Двунаправленная диаграмма или “восьмерка”

Двунаправленный (восьмерка)

Двунаправленный микрофон записывает одинаковое количество звука с обеих сторон капсюля в радиусе 90 градусов. Микрофоны с этой диаграммой направленности записывают стерео звук и отличаются максимально полным и насыщенным звучанием.

Идеально подходят для дуэтов или одного певца, но с максимальным стерео эффектом. Также “восьмерки” можно использовать, чтобы показать всю глубину басов барабанов или для записи музыкальных инструментов.

Выводы

Теперь вы разбираетесь в диаграммах направленности, а значит сможете без проблем подобрать микрофон, который идеально подойдет для вашего случая. В конце-концов, вы же не будете поджигать свечу огнеметом (или будете?), а значит и для записи в шумной обстановке не воспользуетесь всенаправленным микрофоном. Если есть вопросы — задавайте, обязательно ответим. Всем разойтись и начать запись своих крутых подкастов (или музыки).

Немного о видах микрофонов и принципах их работы

«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствие с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.

Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа: в некоторых микрофонах применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение; другие микрофоны — их называют электретными — содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме.

Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.

Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия динамика. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны.

  • Благодаря лучшей переходной характеристике, конденсаторные микрофоны, как правило, имеют более широкий частотный диапазон, чем динамические. Однако, существуют исключения.
  • Среди конденсаторных микрофонов чаще встречаются однонаправленные, чего нельзя сказать о динамических микрофонах.
  • В отличие от динамических, конденсаторные микрофоны нуждаются в дополнительном питании, роль которого обычно выполняет батарея или фантомное питание.
  • Строение конденсаторных микрофонов позволяет производить даже самые миниатюрные устройства, в то время как механизмы динамического микрофона накладывает существенные ограничения на его размер.
  • Динамические микрофоны имеют более высокую перегрузочную способность, и поэтому обычно используются для сценических приложений, а также работы с гитарными усилителями и ударными. Конденсаторные микрофоны хорошо подходят для акустических инструментов и студийной обработки вокала.

Направленность микрофона

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника.

Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений. Пример: инструментальный конденсаторный микрофон Audix ADX60

Микрофон с полусферической направленностью чувствителен только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего мира. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM).

Микрофоны с направленностями, рассмотренными ниже, относятся к так называемым «направленным» или «однонаправленным» микрофонам.

Как видно из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к звуку, идущему сзади. Пример: вокальный микрофон Audix F50

Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности (см. рисунок). Пример: вокальный микрофон Superlux D103/02P

Гиперкардиоидная диаграмма направленности похожа на суперкардиоидную. Она отличается от последней тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Микрофоны с гиперкардиоидной направленностью также имеют две «нулевые» области. Пример: вокальный микрофон Audix OM2

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях.

Диаграмма направленности «восьмёрка». «Восьмёркой» называется диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

Сравнение свойств микрофонов различных направленностей.

Всенаправленные микрофоны:

  • зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;
  • низкая чувствительность к звукам дыхания;
  • практически отсутствует «эффект близости»;
  • расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром.

Однонаправленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):

  • обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения и утечки звука;
  • обеспечивают хорошую изоляцию, что способствует лёгкому разделению записанных треков;
  • обычно приводят к возникновению «эффекта близости» (за исключением микрофонов с отверстиями в держателе);
  • уменьшают feedback-шумы;
  • используются для синхронной стереозаписи.

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  • имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;
  • обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  • менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  • обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;
  • обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback — и посторонних шумов;
  • препятствуют утечке сигнала.

Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:

  • используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов;
  • обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи;
  • применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки».

Угол снятия звука.

Под углом снятия звука понимается зона возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не наблюдается значимой потери эффективности микрофона.

Для однонаправленных микрофонов (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, где эффективность микрофона значимо падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука.

Показатели угла снятия звука для микрофонов различной направленности:

  • кардиоидный микрофон — 131° (65.5° по обе стороны центральной линии);
  • всенаправленный микрофон 360°;
  • суперкардиоидный микрофон 115°;
  • гиперкардиоидный микрофон 105°.

Использование микрофона в прямом звуковом поле.

Понятие «прямое звуковое поле» описывает тот случай, когда звук достигает микрофон, не отражаясь предварительно от стен, потолка пола или других поверхностей (см. рисунок).

Прямое звуковое поле и отражённый звук.

Если микрофон находится в прямом звуковом поле, вы можете направить его зоной нулевой чувствительности к источнику нежелательного шума. Этот приём помогает существенно сократить эффект обратной связи и избежать утечки звука.

Так, например, если вы используете напольный монитор, идеальным решением будет кардиоидный микрофон, повёрнутый «нулевой» зоной к монитору (см. рисунок).

Расположение микрофона по отношению к напольному монитору.

Использование микрофона в отражённом звуковом поле.

Понятие «отражённое (реверберационное) звуковое поле» описывает ситуацию, когда звук, перед тем, как достигнуть микрофон, отражается о стены, потолок, пол или другие поверхности (см. рисунок).

В данном случае, для полного контроля над нежелательными шумами недостаточно манипуляций с зоной нулевой чувствительности микрофона. Однако и в отражённом звуковом поле однонаправленные микрофоны обеспечивают более надёжную защиту от эффекта обратной связи и посторонних сигналов по сравнению с всенаправленными. Чем уже угол снятия звука микрофона, тем лучше он справляется с данной задачей. В этой связи, наиболее эффективны гиперкардиоидные микрофоны, затем идут суперкардиоидные, и последними — микрофоны с кардиоидной направленностью.

Численной мерой эффективности микрофона в отражённом звуковом поле является коэффициент направленности (directivity index), который находится в обратной зависимости от угла снятия звука.

Значения коэффициента для микрофонов с различными диаграммами направленности следующие:

Направленность микрофона Коэффикциент направленности Отсечение шумов, дБ
Всенаправленный 1
Кардиоидный 1,7 4,8
Суперкардиоидный 1,9 5,7
Гиперкардиоидный 2 6

Данные таблицы свидетельствуют о том, что коэффициент направленности суперкардиоидного микрофона в 1.9 раза превышает соответствующий показатель для всенаправленного микрофона.

В реальных условиях это выражается в следующем: в отражённом звуковом поле суперкардиоидный микрофон снимает на 5.7 дБ меньше реверберационных шумов.

Другой пример: в условиях отражённого звукового поля всенаправленный микрофон, расположенный на расстоянии метра от источника звука, и гиперкардиоидный микрофон, расположенный на расстоянии двух метров, дают одинаковый результат.

Правило «три к одному».

Допустим, у вас есть несколько микрофонов для снятия сигналов от нескольких источников. Каждому источнику звука соответствует расположенный вблизи него микрофон. При этом вы пропускаете полученный материал через микшер.

В этом случае звук от одного источника поступает на разные микрофоны не одновременно, то есть удалённые микрофоны получают его с опозданием, что вызывает фазовый сдвиг. Совмещение микшером сигналов от нескольких разноудалённых микрофонов приводит к тому, что в результате фазовой интерференции звуковые волны определённых частот взаимоуничтожаются, возникает эффект, известный как «эффект расчёски», названный так по форме результирующей кривой АЧХ.

Существенный «эффект расчёски» часто возникает в том случае, когда сигналы от нескольких микрофонов, снимающих один и тот же звук с разного расстояния, микшируются в один канал. Качество звука в этой ситуации зачастую оставляет желать лучшего.

Во избежание возникновения данного эффекта при работе с несколькими микрофонами и несколькими источниками звука, необходимо придерживаться правила «три к одному»: «Расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше расстояния между микрофоном и источником звука.»

В таком случае, разница между сигналами микрофонов будет равна как минимум 9 дБ, и негативные последствия «эффекта расчёски» станут неразличимыми для человеческого слуха. Говоря максимально упрощённо, по возможности следует располагать микрофоны ближе к источнику звука и дальше друг от друга.

Так, если расстояние между микрофоном и источником звука составляет 1 м, расстояние между микрофонами должно быть как минимум 3 м.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector